Опять обыск


“Мероприятия продолжаются“ – так ответил вчера официальный представитель Генпрокуратуры на вопрос об обысках у сотовых ритейлеров. От дальнейших комментариев он воздержался. Источник в правоохранительных органах рассказал, что вчера следователи Генпрокуратуры вновь посетили офисы и склады “Евросети”, Dixis, “Цифрограда”, “Беталинка”.

Представители этих компаний официально тоже ничего не говорят. От комментариев отказались совладелец “Евросети” Евгений Чичваркин, представители компаний Dixis, “Цифроград” и “Связной”. Источник в “Связном” сообщил, что в компании обыски не проводились. В этом же корреспондента “Ведомостей” заверил президент “Беталинка” Владимир Анненков (позавчера корреспонденты “Ведомостей” встретили следователей в его офисе на Полковой улице). Сотрудники Dixis и “Цифрограда” анонимно подтверждают факт обысков.

Источники в “Беталинке”, Dixis и “Цифрограде” рассказали, что сотрудники головных офисов отправлены в отпуск до понедельника и “разъехались по дачам”. Если отпуск затянется, это сильно отразится на бизнесе ритейлеров. Пока правоохранительные органы проверяют все бумаги и компьютеры в офисах, приостановлены все бизнес-процессы. Сотрудники двух пострадавших компаний объясняют, что оптовые и розничные поставки товара полностью прекращены – магазины работают на старых запасах. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что в среднем товарных запасов салона сотовой связи хватает на две недели работы (но ходовые трубки разойдутся гораздо быстрее).

Уголовные новости за два дня подняли доходность облигаций “Евросети” по средневзвешенной цене на 4,9 процентного пункта – с 9,92% до 14,82%. Организатором размещения на 3 млрд руб. в 2006 г. выступил Банк Москвы. Представитель банка от комментариев отказался. Источник в банковских кругах сообщил, что участники рынка облигаций крайне обеспокоены милицейскими проверками. Однако, по его словам, руководство “Евросети” заверило инвесторов, что компания будет исправно обслуживать долговые обязательства, а также готова обеспечить ликвидность вторичного рынка (т. е. выкупать свои облигации).

Напомним, что обыски проводятся в рамках уголовного дела о контрабанде сотовых телефонов, которое было возбужденно в августе 2005 г. – тогда МВД задержало около 200 000 контрабандных трубок в “Шереметьево”; в 2006 г. дело забрала Генпрокуратура. Опрошенные “Ведомостями” участники рынка объяснить такой всплеск активности силовых структур по делу двухлетней давности затрудняются. Муртазин предполагает, что причиной стал “переполох” вокруг действий правоохранительных органов на других рынках, в частности на компьютерном. Напомним, что в июле ассоциация, представляющая крупнейшие IT-компании (АП КИТ), обвинила силовиков и аккредитованные при РФФИ фирмы в “товарном рейдерстве”. Участники АП КИТ (а это крупнейшие IТ-компании) подписали специальную хартию и обязались не участвовать в перепродаже изъятой техники.

Как раз после того августовского дела крупные компании отказались от серого импорта – сегодня они ввозят мобильные телефоны вбелую, не используя фирмы-однодневки, говорит Муртазин. Таким образом, предполагает он, у тех, кто стоит за арестами партий телефонов, исчезла возможность изымать их под предлогом контрабанды и они пытаются найти новые схемы “получения денег ниоткуда”.