Перевозки дорожают


На прошлой неделе индекс Baltic Dry, измеряющий стоимость морских перевозок сырья, впервые превысил уровень в 7000 пунктов, увеличившись на 103% по отношению к показателю прошлого года и в пять раз – по отношению к уровню 2000 г. Средняя стоимость найма корабля Panamax (судна, способного пройти через Панамский канал и обычно имеющего водоизмещение до 65 000 т) на прошлой неделе составила $58 500 в сутки (год назад – $25 400, в 2005 г. – $10 000). Удорожание перевозок дополнительно подогревает рост цен на сельхозтовары, черные металлы и руды.

Удорожание морских перевозок связано с увеличением спроса. По словам Питера Норфолка, сотрудника лондонской фрахтовой брокерской компании Simpson Spence and Young, сейчас ежегодный рост тонно-миль перевозимых по морю грузов составляет 6% – в предыдущие годы рост не превышал 2,5%. Это связано с изменениями в мировой торговле. Например, Бангладеш в этом году впервые с 1999 г. начинает импортировать зерно из США, а не из Австралии, где урожай пострадал от катастрофической засухи. Китай, ранее экспортировавший уголь в Японию и Южную Корею, теперь сам стал нетто-импортером угля. Из-за этого японцы и корейцы ввозят уголь из Южной Африки, что ведет к удлинению и удорожанию перевозок. Китайский импорт угля в первом полугодии 2007 г. составил 27 млн т, увеличившись на 47,6%, его главным источником была Индонезия.

По мнению Норфолка, “китайский фактор сейчас становится основным, влияющим на протяженность торговых маршрутов”, – например, 10 лет назад китайцы закупали в Бразилии лишь 5 млн т железной руды в год, теперь они импортируют около 80 млн т.

Растущие объемы перевозок приводят к хронической перегрузке морских портов, особенно серьезной в крупнейшем угольном порту мира – австралийском Ньюкасле. В марте корейская корпорация LG International и государственная Korea Resources Corp. заявили, что из-за систематических срывов графика поставок угля из Австралии они рассмотрят вопрос разработки угольных месторождений в России.

Россия экспортирует твердые сырьевые товары главным образом по железной дороге в Европу и Китай, напоминает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, но устойчивое повышение стоимости перевозок показывает, что удорожание сырьевых товаров будет продолжаться и дальше. (Использованы материалы FT.)