“АвтоВАЗ” меняет сбыт


Президент группы “АвтоВАЗ” Владимир Артяков объявил о планах по созданию единого сбытового холдинга компании еще весной. Это, по мнению Артякова, поможет “АвтоВАЗу” централизованно руководить его дилерской сетью.

“Ведомостям” удалось узнать, как идет сбытовая реформа. Дилерские “дочки” “АвтоВАЗа”, скорее всего, объединятся вокруг тольяттинской компании “Лада-Сервис”, рассказал сотрудник автоконцерна. Она станет управляющей компанией холдинга, подтвердил источник, близкий к руководству компании. Возможно, потом “Лада-Сервис” будут переданы и акции дочерних дилеров “АвтоВАЗа”, добавляет источник на заводе. Пока же у будущего холдинга сменился руководитель: на прошлой неделе гендиректором “Лада-Сервис” стал Александр Новиков, бывший сотрудник управления имуществом “АвтоВАЗа”, рассказали собеседники “Ведомостей”. Представитель “АвтоВАЗа” от комментариев отказался.

“Лада-Сервис” была создана в 1991 г. на базе “АвтоВАЗтехобслуживания”, которое занималось формированием сети станций техобслуживания автомобилей ВАЗ в СССР. На конец I квартала “Лада-Сервис”, по данным “АвтоВАЗа”, владела более чем 20% долей в 27 дилерских компаниях и сервисных центрах – на Украине, в Таджикистане, Молдове, Чечне, Казахстане, Ингушетии, Карелии и Тюмени. Самому “АвтоВАЗу” принадлежат доли более чем в 130 дилерах. Этот актив уникален: собственной дилерской сети в России нет ни у иностранных производителей, ни у ГАЗа, ни у “Северсталь-Авто”, хотя последняя планирует вложить в ее создание более $100 млн. Лишь у группы “Сок”, выпускающей Kia, есть доли в нескольких десятках дилерских компаний, входящих в дилерскую сеть Sokia.

Если “Лада-Сервис” получит дилерские “дочки” “АвтоВАЗа”, она превратится в очень ценную компанию. Аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко оценил дилерскую сеть “АвтоВАЗа” в $150–200 млн. Она могла бы стоить и под $1 млрд, если бы это была современная, управляемая и хорошо оснащенная сеть, отмечает президент тольяттинского холдинга “Автотрейд” Владимир Яркин. Управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков надеется, что сбытовая реформа на “АвтоВАЗе” поможет изменить эту ситуацию. Тогда “АвтоВАЗ” сможет продавать больше автомобилей и более эффективно их обслуживать, замечает эксперт. Цветков также считает, что дилерская сеть “АвтоВАЗа” может превратиться в отдельный бизнес. Когда холдинг будет создан, у “АвтоВАЗа” появятся новые возможности для экономии и зарабатывания денег, мечтает один из дилеров “АвтоВАЗа”, ведь “Лада-Сервис”, за которой будет стоять крупнейшая дилерская сеть в России, сможет выпускать облигационные займы, экономить на рекламных кампаниях, получать бонусы при покупке запчастей.