ИНТЕРВЬЮ: Пол Адамс, генеральный директор British American Tobacco


Пол Адамс признает, что люди должны быть предупреждены о вреде, который наносит здоровью главная продукция его компании. И что нужно оградить детей и некурящих от сигаретного дыма. Но это не мешает ему развивать бизнес British American Tobacco (BAT) и стремиться сделать компанию лидером рынка в России и мире. О том, как ВАТ работает в условиях рекламных и законодательных ограничений, может ли Россия стать законодателем мод на мировом табачном рынке и как развивать производство вредной продукции, гендиректор ВАТ рассказал в интервью “Ведомостям”.

– У ВАТ есть внутренняя политика, касающаяся курения на рабочем месте?

– Штаб-квартира компании находится в Великобритании. С 1 июля курение в этой стране запрещено во всех публичных и закрытых помещениях. Поэтому в здании штаб-квартиры компании не курят. На нескольких этажах у нас есть открытые веранды, там можно курить. В других странах все зависит от местных законов.

– В последние годы табачная отрасль консолидируется. ВAT участвует в этом процессе?

– С середины 1990-х гг. мы приобрели American Tobacco, компании в Мексике, Перу, Италии, в 1998 г. объединились с Rothmans. Так что с уверенностью можем претендовать на роль лидера в процессе консолидации. Слияния и поглощения по-прежнему являются важной составляющей нашей стратегии роста.

– В России осталось не так много компаний, которые могли бы стать объектом поглощения.

– Никогда не говори “никогда”. Хотя на данный момент, особенно в России, мы можем расти за счет собственных ресурсов: растут продажи марок, увеличиваются объемы, и необходимости в приобретении других компаний в России нет.

– Эффективно ли строить новые фабрики?

– Мы построили фабрики в Южной Корее, Турции, Нигерии, перерабатывающее предприятие во Вьетнаме. В России инвестируем $170 млн в расширение производства на наших фабриках в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове. Это позволит нам удовлетворить спрос на российском рынке и растущий экспортный спрос. В прошлом году мы поставили из России около 5,5 млрд сигарет. В I квартале 2007 г. согласно данным таможенных и налоговых служб наша компания была крупнейшим экспортером табачной продукции из России.

– Из России сигареты поставляются в СНГ. Вы собираетесь расширять экспорт?

– Возможно, да. Сейчас мы консолидируем производство в глобальном масштабе, закрываем фабрики в Европе, Африке и на Дальнем Востоке, и, как только мы завершим этот процесс, станет понятно, куда еще можно экспортировать.

– Какие регионы является наиболее привлекательными с точки зрения расширения производства?

– Те, где себестоимость ниже.

– В Африке она очень низкая...

– Это так. Но помимо этого есть и другие факторы – к примеру, развитие бизнеса в отдельном регионе и стоимость доставки продукции на конечные рынки. На рынках Африки, Ближнего и Дальнего Востока объемы продаж даже растут, а мощности сокращаются, потому что раньше у нас там был целый ряд небольших фабрик с незагруженными мощностями. Объем продукции, который производили эти фабрики, взяли на себя другие предприятия региона. В итоге количество заводов уменьшилось, а объем выпуска продукции – нет.

– Каковы выплаты ВАТ по искам курильщиков?

– Мы не раскрываем расходы, связанные с судебными тяжбами. Они сейчас ниже, чем пять лет назад. За последние 50 лет в США наши выплаты в качестве компенсаций составили менее $1 млн. Сейчас судебные разбирательства идут в 18 странах, мы работаем в 180. Так что ситуация не является критической.

– Количество курильщиков в развитых странах уменьшается, законодатели разных стран принимают меры по ограничению курения. Как вам удается работать в условиях жестких ограничений?

– Мы предлагаем потребителям инновационную продукцию в плане как самих сигарет, так и упаковки. В России мы улучшаем смесь табаков в сигаретах, разрабатываем новые фильтры, более современную упаковку – пачку с закругленными углами, супертонкие сигареты. Основные факторы роста BAT – увеличение рыночной доли и выход на новые рынки.

– В ассортименте Philip Morris и Reynolds появилась разновидность некурительного табака – снюс. BAT его продает?

– Мы продаем снюс – небольшие пакетики, чем-то напоминающие чайные, которые кладут под верхнюю губу, – в Южной Африке, Японии, Швеции и США. В последних двух странах он особенно популярен. Пока на примере нескольких тестовых рынков мы пытаемся понять, будет ли эта продукция пользоваться широким спросом в других странах, в том числе и в России.

– Какие риски существуют в России для иностранных компаний? Могут ли предстоящие президентские выборы отрицательно сказаться на их деятельности?

– Мы считаем наши инвестиции в Россию очень выгодными. Мы работаем на 180 рынках, в некоторых странах политическая ситуация довольно нестабильная, но при этом нам удается работать успешно. Не думаю, что у нас возникнут какие-то сложности в связи с предстоящими выборами президента [России].

– В России и других странах существуют жесткие ограничения на рекламу табачных изделий. Они справедливы?

– Да. И то, что мы добровольно приняли кодекс маркетинговой деятельности, – тому подтверждение. Мы принципиально не рекламируем табачную продукцию на телевидении и радио. В России мы можем размещать рекламу в глянцевых журналах, но делаем мы это только в тех изданиях, которые предназначены для взрослых. Мы можем размещать информацию о нашей продукции на пачках сигарет и помещать внутрь пачки вкладыши, можем проводить рекламные акции в местах продаж, поэтому возможности для общения со взрослыми курильщиками у нас есть.

– Какую модель дистрибуции вы используете?

– В некоторых странах мы продаем сами, в других работаем с оптовыми компаниями или дистрибуторами. В России у нас один дистрибутор – компания СНС, которая торгует только нашей продукцией. С российским рынком можно сравнить Бразилию, которая по населению и территории сопоставима с Россией. В Бразилии мы осуществляем прямые поставки в розницу своими силами. В США работаем через Reynolds, которой владеем на 42%, но, когда у нас там была собственная 100%-ная “дочка”, мы распространяли продукцию через сеть оптовых компаний. Так же сейчас устроена дистрибуция в Малайзии и ЮАР.

– Каковы планы ВАТ по расширению производства в России?

– Мы расширяем мощности российских фабрик, к 2009 г. сможем производить там 115 млрд сигарет, а потом начнется следующий этап развития производства, поскольку деятельность компании расширяется как в России, так и в странах СНГ. Наша цель – стать крупнейшей табачной компанией на рынке по объему продаж к 2010 г. Для этого будем развивать стратегические марки – Dunhill, Kent, Pall Mall, “Ява Золотая”. Спрос на них высокий, наша доля рынка растет.

– Почему ВАТ выбрала Россию для запуска марки Kent Nanotek?

– По объему производства российские фабрики занимают 1-е место в BAT, по прибыли – 2-е или 3-е место среди других европейских подразделений, поэтому нам важно, чтобы бизнес здесь был успешным. И когда мы разрабатываем новые, потенциально успешные марки, мы запускаем их на крупнейших рынках. Российский потребитель любит инновационные предложения, и мы считаем, что в России запуск новых видов продукции проходит более успешно, чем в других странах, где потребители более консервативны в своих предпочтениях. Например, марки Kent и Vogue очень популярны в России. Они уже продаются в целом ряде стран, но мы собираемся вывести их на большее количество рынков, сделать их международными.

– Ставки акциза в России существенно ниже, чем в западных странах. Они будут повышаться?

– Думаю, будут. Мы понимаем, что правительство должно повышать акцизы. Важно, чтобы это происходило разумно, постепенно, из года в год, а не резко раз в 4–5 лет. Если потребитель вдруг сталкивается с резким повышением цен, он либо переходит на более дешевую продукцию, что невыгодно государству, потому что сокращаются налоговые поступления, либо – в крайних случаях – начинает покупать контрабандную или поддельную продукцию. Таким образом, резкое увеличение акцизных ставок невыгодно ни потребителям, ни государству, ни нам.

– В России у компаний часто возникают проблемы с налоговыми органами. Вы сталкиваетесь с подобными трудностями?

– Любая компания, в какой бы стране она ни работала, хотела бы, чтобы налоговая система была прозрачной и предсказуемой. Российская налоговая система далеко не всегда была таковой, но за последние 10 лет она стала гораздо лучше. Изменения в налоговом законодательстве, особенно те, что были приняты в этом году в отношении табачных компаний, сделали налоговую систему более предсказуемой. Это создает благоприятные условия для работы в России.

– В 2003–2005 гг. Счетная палата проводила аудит на фабриках BAT. Почему проверки были такими частыми?

– Этот вопрос лучше задать Счетной палате. Во всем мире у BAT репутация добросовестного налогоплательщика. И по результатам проверок Счетная палата не предъявила никаких претензий.

– Миноритарии фабрики “БАТ-Ява” подали в суд на BAT. Сколько могут продолжаться судебные разбирательства?

– Это зависит от тех людей, которые подают иски. Судебные разбирательства с миноритариями не входят в наши планы. Насколько я помню, ни в одной стране у нас не было проблем с миноритариями, и я не вижу причин для этого и в России. Московский арбитражный суд дважды отклонил иски, предъявленные нам, признав, что выдвинутые против нас обвинения являются необоснованными.