“Рейдер” обидел ГУВД


Начальник Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Москвы Иван Глухов попросил столичного прокурора возбудить уголовное дело против руководства издательства “Эксмо” и адвоката Павла Астахова по двум статьям УК РФ (ст. 129 “клевета” и ст. 298 “клевета в отношении работников прокуратуры и следственных органов”), цитирует “Интерфакс” источник в правоохранительных органах. Следователи ссылаются на то, что в изданном “Эксмо” в марте этого года романе Астахова “Рейдер” содержатся “ложные сведения, порочащие честь и достоинство офицеров ГСУ при ГУВД города Москвы, а также репутацию всей правоохранительной системы РФ”, хотя персонажи произведения являются вымышленными.

Источник “Ведомостей” в органах прокуратуры уточнил, что заявление Глухова было принято еще в конце июля и по нему ведется доследственная проверка. Сам Глухов находится в отпуске, и получить комментарии у него не удалось.

Астахов подтвердил, что в отношении него начата проверка. “Во вторник к 10 утра я вызван на допрос в Коптевскую межрайонную прокуратуру”, – уточнил он. Гендиректор издательства “Эксмо” Олег Новиков добавил, что “реально комментировать нечего – это только проверки”. “У нас не было умысла обидеть ГСУ, а то, что автор пишет в своем романе, мы не исправляем и не сокращаем”, – заявил он.

Роман “Рейдер” Павла Астахова выпущен в 2007 г. тиражом 25 100 экз. ГСУ несколько раз упоминается в романе. Например, когда один из главных героев – рейдер Петр Спирский “нанимал ребят из Главного следственного управления”: “За вполне умеренную плату они могли завести уголовное дело, провести обыски и совершенно разрушить всю систему защиты компании-жертвы <...> Сотрудничать с ГэСэУ вообще было очень выгодно. Попав на отлаженный милицейский конвейер, его “клиенты”, как правило, совершенно терялись, а главное, теряли представление о том, что происходит на самом деле <...>”.

“Мне странно, что дело заведено в отношении художественного произведения, где все от начала до конца – вымысел. А я, как гражданин России, согласно ее Конституции имею право на творчество и художественный вымысел (ст. 44), а также на свободу мысли и слова (ст. 29)”, – говорит Астахов.

“Американские писатели пишут массу вымыслов про ЦРУ и ФБР, но уголовному преследованию их не подвергают. В России это скорее прецедент, я о таких делах не слышал. Нельзя оскорбить человека тем, чего не было. Так же и с органами госвласти. Если то, что написано в книге Астахова, вымысел, тогда обижаться не на что. А если соответствует действительности, то правду тоже нельзя оскорбить”, – считает гендиректор издательства АСТ Олег Бартенев. По словам Аллы Федотовой, гендиректора агентства интеллектуальной собственности “Алла Федотова и партнеры”, упоминания, что книга представляет собой художественное произведение, вполне достаточно, чтобы считать ее содержание вымыслом. “Это не газетная публикация, которая описывает конкретное событие, а субъективное мнение автора. За эпиграмму могли, конечно, сослать при царском режиме, но сейчас мы должны опираться на закон”, – заключила она. (В подготовке статьи участвовали Анастасия Дагаева, Алексей Никольский, Мария Плис.)