ВЕКТОР


Уйти, чтобы остаться

Шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 хотя и продал “Вымпелкому” свою иркутскую “дочку” за $232 млн, но уходить из России не собирается. “Продажа нашего оператора в Иркутске напрямую связана с подписанием стратегически важного соглашения о национальном роуминге и не может рассматриваться как изменение стратегии Tele2 по расширению бизнеса в России, – пояснил президент Tele2 Russia Карл-Магнус Стенберг. – Наоборот, до конца года мы планируем сделать новые приобретения в России” (см. статью на этой странице). Скорее всего, шведы не лукавят: их российский бизнес уже больше года как прибылен, во II квартале он обеспечил 10% всей выручки Tele2, работающего в 21 стране, и продолжает быстро расти. А раз так, скоро Tele2 может стать конкурентом тому же “Вымпелкому” или МТС в борьбе за оставшиеся нераспроданными лакомые активы. Например, приморскую “Акос” и сахалинский “БИТ”, конкурс на покупку которых проводит “Дальсвязь”. Еще один актив, который продается уже много лет, – сотовый оператор СМАРТС, обслуживающий 3,8 млн абонентов в 16 регионах Поволжья и юга России. “Вымпелком” давно не скрывает интереса к покупке СМАРТСа, а в прошлом году на него претендовала и Tele2.

Тайное не становится явным

Начатые Генпрокуратурой на прошлой неделе обыски офисов компаний, продающих сотовые телефоны, не прекратились. Вчера правоохранители продолжили обыски ряда дилеров, в частности Dixis, рассказал “Ведомостям” источник в Генпрокуратуре. Анонимный сотрудник Dixis сообщил лишь, что вчерашний день в его компании был объявлен выходным. Менеджер другой компании – продавца телефонов рассказал “Ведомостям”, что понедельник был рабочим, однако в середине дня сотрудники покинули центральный офис. А офисы и склады “Евросети”, по словам ее пресс-секретаря Очира Манджикова, работают в обычном режиме еще с прошлого четверга: следователи приходили туда лишь в среду, забрали интересующие их документы, а на следующий день вернулись ненадолго – взять оставшуюся часть бумаг.

Что именно ищут и изымают следователи, собеседники “Ведомостей” не рассказывают. Действия правоохранителей наводят на мысль о том, что им катастрофически не хватает доказательств по делу, в рамках которого ведется следствие (о контрабанде сотовых телефонов, возбужденное в августе 2005 г. – тогда МВД задержало в “Шереметьево” около 200 000 трубок). За несколько дней обысков списки подозреваемых и обвиняемых, составленные еще в прошлом году, не пополнились, признался вчера источник в прокуратуре. А в существующих списках, по его словам, указаны лишь фамилии нескольких людей, поставлявших трубки в качестве посредников. Масштабного дела с громкими именами пока не выходит.

Доходная недвижимость

Консалтинговая компания Knight Frank проанализировала рынки коммерческой недвижимости европейских столиц и решила, что наибольшую финансовую отдачу инвесторы могут получить именно от московских офисов, складов и торговых центров. Так, по данным компании, ставка доходности столичных офисов составляет 8,5–10% годовых, торговой недвижимости – 9–11%, а складов – 10–12%. Для сравнения: в Париже инвесторы смогли бы получить 4%, 4,5% и 5,75% годовых, в Будапеште – 6%, 6,75%, 7,25%, а в ближайшей к нам Варшаве – 5,5%, 5,5% и 7% соответственно.

Столь высокая доходность российской недвижимости легко объяснима. Несмотря на огромное количество заявленных проектов, даже в Москве трудно найти качественные объекты. А в регионах их попросту и вовсе нет, тогда как в европейских столицах наблюдается высокая конкуренция. Впрочем, так будет далеко не всегда. Появляются новые игроки со своими масштабными проектами, при этом стоимость строительства, земельных участков и услуг (подключение, логистика) только растет, а риски не уменьшаются. Через несколько лет будут введены в строй офисы “Москвы-Сити”, Nagatino I-Land и другие крупные объекты. Захотят ли после этого иностранные компании инвестировать в российскую недвижимость, где на согласования проектов порой уходит до трех лет, остается под вопросом.