Заплатил немного, купил дорого


По данным “Вымпелкома” и Tele2, “Северная корона” обслуживала в конце июня 571 000 абонентов (около 3000 – в стандарте D-AMPS, остальные – в GSM) – 21,5% областного рынка. В Иркутской области работают еще три оператора – “Байкалвестком” (принадлежит “Сибирьтелекому”), “Примтелефон” (МТС) и “Мобиком-Хабаровск” (“Мегафон”). У “Байкалвесткома”, по собственным данным, более 1 млн абонентов. Купив “дочку” Tele2, “Вымпелком” стал вторым оператором в регионе, констатирует партнер ACM-Consulting Антон Погребинский.

“Вымпелком” купил у Tele2 иркутского сотового оператора “Корпорация “Северная корона” за $232 млн, сообщили вчера обе стороны сделки. Число регионов, где работает “Вымпелком”, достигло 75.

Переговоры “Вымпелкома” с Tele2 начались в декабре 2006 г., в феврале – марте операторы достигли принципиальной договоренности, рассказывает менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая. Ориентировочно через полгода бренд Tele2 в Иркутске сменится на “Билайн”, обещает она.

Стоимость сделки рекордная для “Вымпелкома”: за “Северную корону” уплачено 6,7 ее прошлогодней выручки (по данным Tele2, $34,5 млн) и более 20 показателей EBITDA ($11,5 млн). МТС в июле 2006 г. заплатила за “Дагтелеком” сумму, равную ее выручке за 2005 г. плюс долги (“Вымпелком” покупает иркутского оператора без долга). Сам “Вымпелком” оценил в конце 2006 г. 90% армянского оператора “Арментел” в шесть показателей EBITDA за предыдущий год.

Иркутская область – важный регион, есть шанс еще упрочить позиции на рынке, объясняет Осадчая. Уровень проникновения сотовой связи в регионе – 100%, но возможности роста есть, соглашается Погребинский и добавляет: Иркутский регион – один из самых крупных в Восточной Сибири, и присутствовать там для “Вымпелкома” политически важно.

Сделка дорогая, но относительно небольшая для “Вымпелкома”, замечает ведущий аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов, а другой возможности попасть в этот регион у оператора все равно не было.

Без “Северной короны” присутствие Tele2 в России сократилось до 16 регионов. Но новых продаж не будет, заверил “Ведомости” финансовый директор Tele2 Russia Никита Сергиенко, наоборот, компания намерена расширять присутствие в России. До конца года Tele2 планирует совершить в России новые приобретения, приводятся в ее пресс-релизе слова президента Tele2 Russia Карла-Магнуса Стенберга. Продажа “Северной короны” стала, по словам Сергиенко, единственной в своем роде “пакетной сделкой”: она предусматривает не только переход к “Вымпелкому” иркутской компании, но и 10-летний контракт, по которому российский оператор будет оказывать услуги льготного роуминга абонентам Tele2 в тех регионах, где шведский оператор не работает.

По словам Осадчей, “Вымпелком” предоставил Tele2 скидку на роуминговые тарифы в обмен на обещание шведской компании автоматически подключать абонентов, оказавшихся вне домашней сети, к сети “Билайн” – “Вымпелкому” гарантирован рост трафика от абонентов Tele2, сопоставимый с размером скидки. Если абоненты Tele2 будут в приоритетном порядке регистрироваться в сети “Билайн”, то “Вымпелком” может получить втрое больший, чем прежде, трафик от Tele2, считает гендиректор поволжского оператора СМАРТС Андрей Гирев. Операторы уровня Tele2, СМАРТСа или “Уралсвязьинформа” платят каждому из операторов “большой тройки” за услуги роуминга до $10 млн в год, говорит он. Значит, при снижении роумингового тарифа втрое Tele2 может сэкономить до $3 млн в год.

Это хорошая сделка для Tele2, считает Богданов из “Тройки”: для компании, делающей ставку на низкие тарифы, важно экономить на роуминговых платежах. Бизнес шведов в России динамично растет – во II квартале выручка Tele2 Russia увеличилась в 2,2 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, а рентабельность по EBITDA выросла с 13% до 33%, так что продавать его сейчас не время, резюмирует аналитик.