Четвертый Рим


“Есть потрясающее сходство между США и великой державой прошлого – Римом, – заявил Уокер в Чикаго, выступая перед бизнесменами. – Римская республика пала по многим причинам, но нам надо запомнить три: падение морали и политической культуры дома, самоуверенное и чрезмерное военное присутствие за рубежом и финансовая безответственность центрального правительства. Звучит знакомо, не так ли?”

Уже несколько месяцев Уокер путешествует по США с лекциями об угрозах, которые несет нынешняя бюджетная политика будущему страны.

А в интервью FT он заявил, что хотел бы расширить рамки кампании: “Я хотел бы подать сигнал тревоги. Как генеральный ревизор, я могу смотреть дальше и браться за проблемы, которыми другие не хотели бы или не могли бы заниматься”. Наибольшую обеспокоенность Уокера вызывают проблемы финансовой устойчивости США, которым уделяется недостаточное внимание. В частности, США находятся на пути к взрывному росту долга – он связан с надвигающимся выходом на пенсию беби-бумеров (поколение американцев, родившихся в 1946–1964 гг.), растущими расходами на здравоохранение и зависимостью от иностранных кредиторов, это беспрецедентные финансовые риски, пугает он.

Уокер приводит данные математического моделирования, проведенного GAO: если не принять срочных мер, к 2040 г. для сведения федерального бюджета может потребоваться сокращение госрасходов на 60% или удвоение налогов. У США нет надежды справиться со всем этим только за счет быстрого экономического роста, считает Уокер: чтобы решить проблему бюджетного дефицита, средний реальный рост ВВП в ближайшие 75 лет должен составлять немыслимые 10%.

Корень нынешних американских проблем – “четыре дефицита”, считает Уокер: бюджетный дефицит, составивший в 2006 г. $450 млрд, дефицит накоплений (личные накопления американцев начали падать в 2005 г. впервые с 1933 г., этот процесс продолжается до сих пор), торговый дефицит ($763 млрд в 2006 г.), а также дефицит политического лидерства – нежелание политиков из обеих партий признавать остроту накопившихся проблем.

Уокер предлагает принять комплекс мер по укреплению бюджетной дисциплины – например, потребовать от президента при утверждении бюджета устанавливать и объяснять конгрессу цели бюджетной политики на ближайшие 10 лет; расширить возможности конгресса по контролю над госфинансами; рассмотреть вопрос о принятии двухлетних бюджетов. Уокер также настаивает на инвентаризации и пересмотре всех существующих статей госрасходов, усложнении и усовершенствовании процедуры рассмотрения новых программ. Он предлагает формировать политику на основе специально разработанного портфеля экономических, социальных и экологических индикаторов, которые позволили бы более объективно оценивать положение страны в мире и ее возможности.

Проблемы, названные Уокером, общепризнаны, говорит экономист ING Джеймс Найтли. Но Уокер сгущает краски, он экстраполирует нынешнюю ситуацию на будущее, а между тем уже через несколько лет могут кардинально измениться и экономическая политика США, и ее приоритеты.

Пока что правительство США не предприняло никаких усилий для решения названных Уокером проблем, но в ближайшие годы корректировка политики неизбежна, считает экономист J.P. Morgan Роберт Меллман.

Администрации Клинтона удалось достигнуть профицита бюджета в 2000 г., напоминает Евгений Гавриленков из “Тройки Диалог”, сокращение американских госрасходов неизбежно, а выступления Уокера следует воспринимать скорее как предостережение.