Адские тыщи


“Куда я попал? – вопрошал герой солженицынского “В круге первом”, оказавшись в шарашке. – Завтра меня не погонят в ледяную воду! Сорок граммов сливочного масла!! Черный хлеб – на столах! Не запрещают книг! Можно самому бриться! Надзиратели не бьют зэков! Что за великий день? Что за сияющая вершина? Может быть, я умер? Может быть, мне это снится? Мне чудится, я – в раю!!” – “Нет, уважаемый, – отвечали ему знающие люди, – вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг – в первый”.

Австриец Стефан Рузовитский рассказывает о таком же “первом круге”, о специальном бараке концлагеря Заксенхаузен, где во время Второй мировой были собраны лучшие фальшивомонетчики и печатники. Их задачей было производство фунтов и долларов такого качества, чтобы подделку невозможно было отличить от настоящих денег. Наци собирались наводнить рынок поддельными купюрами и подорвать экономику союзников. За работу узники получали чистое белье, горячий душ, неплохую еду, нормальную одежду вместо концлагерной робы, они даже слушали в свободное время оперу и играли в пинг-понг. Фильм “Фальшивомонетчики” основан на воспоминаниях одного из участников этой операции, Адольфа Бургера.

Получился удачный микс из боевика и производственного фильма. Это качественная производственная драма, история о профессионализме и о том, как настоящая творческая работа, требующая внимания и мастерства, заставляет героев забыть об окружающем мире, а зрителей – о том, что они смотрят фильм о концлагере.

От боевика здесь герой – гениальный фальшивомонетчик Соломон Соровиц (Карл Маркович) выглядит как постаревший и что-то понявший о жизни Джеймс Бонд, оказавшийся к тому же не в том времени и не в том месте. Невозмутимый, жесткий, знающий, когда надо настоять на своем, а когда – подчиниться, он действует с бесстрастной уверенностью в себе, так свойственной супергероям. Кино не зря начинается со сцены в Монте-Карло, в которой Соровиц сорит деньгами и соблазняет красивую женщину. Монте-Карло – это рай, прямая противоположность нормальной жизни, здесь можно в секунду разбогатеть и в секунду же все потерять, здесь очаровательные леди в вечерних платьях улыбаются мужественным джентльменам в смокингах. Лагерь Заксенхаузен – тоже прямая противоположность нормальной жизни, но уже с совершенно другой стороны. Здесь от очаровательных леди остались только фотографии убитых, а на костюмах мужественных джентльменов нашиты полосатые квадраты.

В предыдущих фильмах Рузовитского – медицинских хоррорах “Анатомия” и “Анатомия-2” – речь шла о некоей организации, уверенной в том, что прогресс не может считаться с моральными принципами, т. е. в сущности тоже о нацистах. “Фальшивомонетчики”, как ни странно, гораздо ироничнее “Анатомий”. Соровиц – прагматик: он выбирает подчинение нацистам ради того, чтобы выжить. Его коллега Бургер (в исполнении прекрасного австрийского актера Аугуста Диля) – идеалист: он выбирает борьбу, даже если она приведет его к смерти. Но в тот момент, когда они встречаются с обычными узниками концлагеря, их обоих – и Соровица, и Бургера – принимают за нацистов: они слишком хорошо одеты, выглядят слишком сытыми. Если ты собираешься бороться с нацистами, но ешь их хлеб и играешь в их настольный теннис, ты точно такой же, как те, кто им подчиняется.

Все зависит лишь от точки зрения. Из настоящего концлагеря что Монте-Карло, что шарашка – все одно рай. Из Монте-Карло что шарашка, что свободная жизнь – все одно ад. Рузовитский с плохо скрытым ехидством показывает градации свободы и несвободы, постоянно помещая своих героев в разный контекст и наблюдая, как они пытаются к этому контексту приспособиться. Фальшивые деньги – тоже деньги, и лишь специалисты смогут отличить их от настоящих. Первый круг ада – это тоже ад, разве что, может быть, компания там поприятнее.