Страшное благополучие


Но каждый третий ждет нового дефолта. Большинство граждан продолжают винить в кризисе Бориса Ельцина и “семью”, однако за два года их количество уменьшилось: в 2005 г. таких было 66%, сейчас – 54%. Забывают граждане и о роли бывшего премьера, а сейчас руководителя Росатома Сергея Кириенко: в 2005 г. 20% россиян считали его главным виновником, сейчас их 16%.

Только 24% россиян считают, что Россия уже вышла из кризиса. Страна преодолевает его постепенно – так думает 43% респондентов, а 19% уверены, что кризис продолжается и еще не скоро закончится. Самые оптимистичные – молодые люди с хорошим образованием и высоким заработком, а пессимистов больше среди пенсионеров и жителей Москвы и Санкт-Петербурга. За последние два года людей, которые ждут повторения кризиса, стало меньше: отрицают в той или иной степени его повторение 46% респондентов (в 2005 г. их было 38%).

В то же время россияне сейчас переживают самый приятный момент в жизни – удовлетворены происходящим 54% граждан (самый высокий показатель за 16 лет), показывают опросы Института философии РАН. Респондентов, которые ждут от будущего хороших новостей, втрое больше, чем тех, кто ждет плохих. А по данным “Ромира”, две трети москвичей счастливы.

Отвечая на вопросы о счастье, люди принимали во внимание разные стороны своей жизни, а отвечая на вопрос НАФИ, говорили только о финансовом благополучии, объясняет противоречие сотрудник Центра изучения социокультурных изменений Людмила Беляева. Кризис продолжается в основном для пенсионеров, согласен руководитель отдела компании “Башкирова и партнеры” Александр Музафаров: “Но он связан не столько с дефолтом 1998 г., сколько с крахом советcкого общества в целом”. А когда люди говорят, что ждут повторения дефолта, они, скорее всего, боятся “сглазить”, заключает он.

Среднедушевой доход населения в реальном выражении вырос с 1998 г. в два раза, зарплаты – в 2,4 раза, а пенсии – в 1,5 раза. По итогам 2007 г. потребление превысит уровень 1998 г. в 2,2 раза, обещает экономист “Тройки Диалог” Антон Струченевский, но разрыв между доходами богатых и бедных прежний, как и в 1998 г., – в 10 раз, и в этом причина пессимизма.

Причина в том, что хранить деньги в рублях люди по привычке опасаются, а доллар, в который продолжает вкладываться большинство жителей регионов, падает, не согласен руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. C начала 2003 г. в номинальном выражении доллар подешевел к рублю на 20%.

Доходы не выросли, а достигли докризисного уровня, говорит директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева: “Стали зарабатывать больше только 20% населения, для остальных кризис остается реальностью”.

Дефолт 1998 г. зародился в бюджетной сфере, а новый кризис может прийти откуда не ждут, отмечает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева, например, он может быть связан с бумом невозвращенных кредитов: “Однако пока цены на нефть высокие, нового дефолта не будет – ближайшие года два-три точно”.

Люди ожидают нового кризиса в связи со сменой власти – есть тревожность по поводу ухода Путина, который является для людей гарантом стабильности, считает политолог Дмитрий Бадовский.