Выборг сделан

Спустя 10 лет после строительства платформы для Sea Launch (на фото) ВСЗ вновь получил солидный заказ/ www.sea-launch.com

На прошлой неделе ВСЗ выиграл тендер “Газпрома” на строительство двух морских буровых платформ для освоения Штокмановского месторождения, рассказал вчера зампред правления монополии Валерий Голубев. По его словам, стоимость контракта составит 59 млрд руб., срок исполнения – три года. Голубев при этом не исключил, что “Газпром” может заказать у завода и оставшиеся четыре платформы для проекта. Он отмечает, что ВСЗ будет генподрядчиком по исполнению заказа. Завод построит корпуса для платформ, а поставщиков остального оборудования выберет на тендерах до конца года. Тендерная комиссия единогласно проголосовала за ВСЗ, подтверждает гендиректор предприятия Валерий Левченко. От других комментариев он отказался, сославшись на то, что контракт с “Газпромом” еще не подписан.

ВСЗ уже давно сидит на голодном пайке. Последний раз предприятие получало сравнимый по величине заказ в 1997 г., говорит попросивший об анонимности один из петербургских судостроителей. Тогда ВСЗ строил за $1,2 млрд платформу для запуска космических ракет проекта Sea Launch. Затем предприятие строило в основном небольшие нефтеналивные танкеры и корпуса небольших судов для иностранных заказчиков.

Но в конце прошлого года контрольный пакет ВСЗ приобрели предприниматели, близкие к банку “Россия”. Группа “Ако Барсс”, купившая предприятие в 2000 г. у норвежской Kvaerner, продала акции Василию Горелову, сыну владельца 12,6% акций “России” Дмитрия Горелова, члену совета директоров страховой группы “Согаз” (“внучка” “России”) Сергею Колесникову и Александру Уланову, заместителю гендиректора компании “Совэкс”, занимающейся заправкой самолетов в аэропорту “Пулково”.

Владельцы “России” – влиятельные люди. Главный акционер банка Юрий Ковальчук считается личным другом президента Владимира Путина. Авторы книги “Операция “Наследник” Владимир Прибыловский и Юрий Фельштинский называют их в числе соучредителей дачного кооператива “Озеро” в Ленинградской области. Путин принимает непосредственное участие в делах “Газпрома”, рассуждает директор аналитического департамента “Атона” Стивен Дашевский. А Штокман, продолжает эксперт, – самый крупный и стратегически важный проект для российской газовой монополии. Кроме того, дочерняя инвесткомпания банка “Россия” – “Аброс” купила у “Газпрома” в прошлом году страховую компанию “Согаз”. Кроме того, “Аброс” владеет компанией “Лидер”, управляющей резервами НПФ “Газфонд”.

Ранее ВСЗ не мог рассчитывать на такие заказы и на тендер бы не пошел, говорит гендиректор и основной совладелец “Ако Барсса” Сергей Завьялов. “В отличие от нынешних владельцев предприятия у нас нет такого административного ресурса”, – сожалеет Завьялов. При этом он считает, что ни один российский завод не в состоянии справиться с выполнением этого заказа. Для строительства подобной платформы, говорит Завьялов, ни у одной российской верфи, в том числе и у ВСЗ, нет технологий и опыта работы со столь крупными денежными потоками.

В “Газпроме” отвергают, что победа ВСЗ связана с тем, что его акционеры близки к банку “Россия”. Голубев говорит, что в тендере также принимали участие “Севмашпредприятие” и некая корейская верфь, название которой он не сказал. Но “Севмаш” слишком загружен военными заказами. Поэтому “Газпром” усомнился в способности верфи выполнить заказ в срок. А корейцы предложили техническое решение, которое не устроило монополию, объяснил Голубев. “Обычно мы не смотрим на акционеров, нам важно только конкурсное предложение компании”, – добавляет представитель “Газпрома” Сергей Куприянов. С представителями “Севмаша” связаться вчера не удалось.

Впрочем, главный специалист ЦНИИ технологии судостроения Илья Вайсман считает, что выбор ВСЗ в качестве строителя платформ оправдан. Kvaerner оставила после себя современную техническую базу и обучила специалистов строительству платформ, говорит эксперт. При этом завод не загружен военными заказами, которые являются приоритетными для “Севмаша”, считает Вайсман.