Пришелец на “АвтоВАЗе”


“АвтоВАЗ” – одна из немногих крупных российских компаний с перекрестной структурой собственности: контрольный пакет акций предприятия принадлежит его “дочкам”. Но уже в следующем году все должно измениться. ФГУП “Рособоронэкспорт” и его консультант – “Тройка Диалог” в марте объявили схему раскольцовки. “Дочки” – акционеры “АвтоВАЗа” будут присоединены к заводу, а принадлежащие им акции “АвтоВАЗа” станут казначейскими и будут погашены. Тогда консорциум инвесторов во главе с “Рособоронэкспортом” будет владельцем 75% плюс 1 акция завода.

А вчера стало известно, что у “АвтоВАЗа” появился новый акционер – кипрская Roscoe Holdings Ltd. С апреля этого года она владеет 11,5% (6,97% голосующих) акций завода. Представители “АвтоВАЗа”, “Рособоронэкспорта” и “Тройки Диалог” от комментариев по поводу нового акционера автоконцерна вчера отказались.

Roscoe Holdings – структура, близкая к “Тройке Диалог”, которая в интересах “Рособоронэкспорта” проводила скупку акций “АвтоВАЗа” в этом году, рассказывает источник “Ведомостей”, близкий к “АвтоВАЗу”. Так же считает еще один бизнесмен, знакомый с руководством автоконцерна. А до февраля этого года офшор с названием Roscoe Holdings вместе с кипрской Voillon Enterprises Ltd значился в числе собственников “Арбат Престижа”. Они владели около 40% акций торговой сети. Точно такой пакет гендиректор “Арбат Престижа” Владимир Некрасов в феврале этого года выкупил у “Тройки Диалог” за $400 млн.

Чтобы после погашения казначейских акций у “Рособоронэкспорта” и его партнеров оказался эффективный контроль над “АвтоВАЗом”, ФГУПу надо иметь не менее 22,5% акций завода, подсчитала аналитик Deutsche UFG Наталья Воднева. К этой цели “Рособоронэкспорт” приблизился вплотную. В июле ФГУП купил у Внешэкономбанка 7,12% (8,41% обыкновенных) акций “АвтоВАЗа”. Так что вместе с пакетом Roscoe Holdings ФГУП сейчас контролирует 18,62% акций предприятия. А если считать и акции “дочек” “АвтоВАЗа”, то консорциум во главе с “Рособоронэкспортом” контролирует 90% голосующих акций завода, подтверждает источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Но чтобы после погашения казначейских акций количество привилегированных акций не превышало положенных по закону 25%, ему еще нужно скупить с рынка около 10% от размещенных бумаг, подсчитал собеседник “Ведомостей”.

Вчера капитализация “АвтоВАЗа” в РТС составляла $4,6 млрд, стоимость 10%-ного пакета “префов” – около $26,4 млн. Это капля в море по сравнению с тем, что “Рособоронэкспорт” уже потратил на скупку акций “АвтоВАЗа”. Только пакет, выкупленный у Внешэкономбанка, на дату сделки стоил около $340 млн.