Убей, не помню


Ну что еще можно придумать про нескольких не знакомых друг с другом людей, очнувшихся в запертом помещении?

После оглушительного успеха копеечной “Пилы” из этой сюжетной схемы выжали все до сукровицы. У всех героев крепко отшибло память – они не знают ни как сюда попали, ни как их зовут, а зайдя в туалет умыться и увидев в зеркале какого-то хмыря, в первую секунду пугаются: “Это я, что ли?”

Заброшенный склад, двери наглухо заперты, на полу пустые газовые баллоны, кругом разруха. Один из пятерых связан, еще один прикован к лестнице наручниками. В голове зрителя лениво проворачивается самая вероятная схема: игра на выживание, квест, затеянный закадровым маньяком ради неясных целей. Да вот, кстати, и ящички с надписями: “яд”, “гвозди”. Прибей меня.

И зритель не спеша пробирается меж кресел за пивом, пытаясь упомнить, где же видел этого парня, Джеймса Кэвизела (не в Гибсоновых ли “Страстях Христовых”?), и предвкушая в меру изобретательное членовредительство. Наверняка у вас тут завалялась и ножовка.

Маньяка, однако же, нет, зато есть бытовая полицейская активность вне складских стен, передача выкупа, ботинки и криминальная физиономия Петера Стормаре, преспокойно уносящего чемодан с долларами из-под носа у детективов.

Подразнив публику фильмом ужасов, режиссер-дебютант Саймон Брэнд, про которого известно лишь то, что он родился в Колумбии, незаметно виляет в криминальную драму, чтобы в итоге вырулить в чистейший нуар, историю неудавшегося похищения. Кассовые сборы “Пилы” и ее продолжений Брэнда, может, и волнуют, но интересней ему, к счастью, другое.

Среди пятерых, запертых на складе, двое – заложники, трое – бандиты. Трагикомизм в том, что никто не помнит своей роли. Предыстория кусками всплывает то в одном, то в другом отравленном газом мозгу. Выбирать, на чьей ты стороне, приходится наудачу, наощупь. Просто решить, что вот этот парень не может быть гадом. Просто не верить в то, что все-таки может. И не признаваться себе, что именно ты во всем виноват.

“Мужской фильм” – не жанр, но так же, как триллер или боевик, укладывается в рамки простых формул и простых ощущений. Режиссер Саймон Брэнд и сценарист Мэттью Уэйни очень хотели сделать честный мужской фильм, картину о выборе, что-то вроде “Бешеных псов”. Но, конечно, полегче, компромисснее, без трагедии, природу которой безошибочно угадал в своем дебюте Тарантино.

Режиссерские промахи “5 неизвестных” по большей части в мелочах. Тут логическая натяжка, там вдруг совершенно неуместная слезинка. В общем, почерк не очень уверенный и довольно неровный. Но желание и умение Саймона Брэнда до самого финала оставлять возможность для финта, сюжетного и психологического выверта искупает многое. Даже амнезию, которую, казалось бы, пора уже запретить на уровне сценарных заявок. А то совсем ведь плохо у современных героев с головой: только помню, что стены с обоями. Выясняется, однако, что и у этого сюжетного припева есть еще кое-какой художественный потенциал.