Заработала на выборе


МТТ отчитался вчера за первое полугодие. Выручка компании по US GAAP составила $480 млн, OIBDA – $70 млн. Динамику изменения этих показателей МТТ не указывает: он начал готовить отчетность по US GAAP только в III квартале прошлого года.

За первые полгода МТТ заработал даже на $9 млн больше, чем за весь прошлый год. Отчасти это объясняется тем, что с этого года компания начала консолидировать выручку британского оператора WaveCrest, 66% акций которого она приобрела у одного из своих акционеров – АФК “Система” в январе за $40,6 млн (сама “Система” купила WaveCrest в середине 2006 г.). Неконсолидированная выручка самого МТТ за первое полугодие 2007 г. – $343 млн.

Не последнюю роль в увеличении доходов МТТ сыграл и рост количества его абонентов дальней связи – с 1 января по 31 июня их стало на 73% больше, 4,8 млн человек. В том числе 650 000 абонентов выбрали МТТ в качестве постоянного оператора дальней связи. По оценке Мининформсвязи, общее количество абонентов фиксированной связи сейчас составляет 44 млн. Таким образом, за последние полгода доля МТТ на рынке фиксированной связи по количеству абонентов выросла с 6% до 11%.

Раньше одним из сдерживающих факторов для развития МТТ было то, что в большинстве регионов человек, набравший на телефоне “8”, по умолчанию попадал на сеть “Ростелекома”, который до начала 2006 г. был единственным имевшим право соединять абонентов с другими городами и странами. Но весной МГТС – один из крупнейших фиксированных операторов России – начала переводить своих абонентов в режим hot-choice, позволяющий выбирать оператора дальней связи при каждом звонке. Директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин называет это одной из причин роста абонентской базы его компании. Вдобавок МТТ провел рекламную акцию: абонент, выбравший его в качестве постоянного оператора, получал бонус в 300 руб. Увеличению абонентской базы способствовала и эффективная работа региональных агентов и представителей МТТ, добавляет Ладыгин. В конечном счете абоненты стали лучше осведомлены о том, что оператора дальней связи теперь можно выбирать, резюмирует он.

Только на дальней связи МТТ заработал в первом полугодии $85,7 млн, а за весь год эта сумма составит $180 млн, прогнозирует Ладыгин. Эта сумма ровно вдвое больше, чем в 2006 г., когда дальняя связь принесла компании $95 млн. По оценке Fitch, в этом году российский рынок дальней связи вырастет с прошлогодних $2,5 млрд до $3,2 млрд – значит, доля МТТ на нем по итогам 2007 г. может составить 5,6%.

Крупнейшим участником рынка дальней связи по-прежнему остается “Ростелеком”. Источник в компании оценивает его “денежную” долю на этом рынке примерно в 60%. Бороться с конкурентами при помощи снижения цен “Ростелекому” сложно: его тарифы на межгород пока регулирует государство. Но, по словам советника гендиректора “Ростелекома” Ивана Кима, чтобы не упустить абонентов, “Ростелеком” рекламирует себя и проводит маркетинговые акции.