Звонок недруга


Поэтому банкиры советуют держателям карт быть бдительными. “Когда от имени банка у вас пытаются узнать персональные данные и реквизиты карты, нужно насторожиться. Сотрудники банка, выдавшего карту, должны обладать всей информацией о клиенте”, – говорит Голенищев из Альфа-банка. А директор департамента маркетинга “Хоум Кредит энд Финанс Банка” Игор Пржеровски отмечает, что платежные системы (например, MasterCard) для предотвращения мошенничества рекомендуют банкам в телефонных разговорах не уточнять номер карты клиента. Если же клиент сам звонит в банк, чтобы уточнить информацию о своих счетах, его просят сообщить лишь несколько последних цифр.

На этой неделе сразу несколько банков, в том числе Альфа-банк, Банк Москвы, Промсвязьбанк, предупредили через интернет-сайты своих клиентов о телефонных мошенниках, которые начали охоту за реквизитами пластиковых карт частных лиц. О первых случаях телефонного фишинга (выуживания паролей и реквизитов пластиковой карты) стало известно еще на прошлой неделе. Мошенники при помощи автоответчика оповещали жертв о якобы существующей задолженности перед банком по потребительскому или карточному кредиту. Когда же растерянный человек связывался с “оператором”, у него пытались выудить номера любых имеющихся у него банковских карт под предлогом проверки – “вдруг по ним злоумышленники также взяли кредит”.

Мошенники представлялись сотрудниками Мастер-банка, Банка Москвы и других банков. К примеру, служащий одной из московских госкомпаний Олег рассказал, что ему и нескольким десяткам его коллег звонили от имени Банка Москвы по рабочим номерам, которые можно найти только в служебном справочнике.

По словам представителя пресс-службы Мастер-банка Ирины Кошурниковой, в банк обратились около двух десятков человек, получивших лжеобращения от имени Мастер-банка. Аналогичные жалобы на этой неделе поступили и в Альфа-банк.

Классический способ фишинга – рассылка электронных писем со ссылками на лжесайт банка, где потенциальной жертве под различными предлогами предлагается ввести свои конфиденциальные данные. Сделать это – все равно что отдать свой кошелек в руки жулика. Ведь иногда для оплаты с карточного счета не требуется предъявления самого пластика. Зная номер карты, ее код CVC2 или CVV2 (три цифры кода безопасности на обороте), срок действия, мошенник может совершать покупки в интернет-магазине или пользоваться некоторыми услугами. Скажем, оплатить междугородный разговор с Австралией. По словам начальника управления взаимодействия с платежными системами Альфа-банка Алексея Голенищева, зная номер карты, паспортные данные и проч., мошенники могут попробовать через банковские сервис-центры сменить логины-пароли доступа, но для этого им необходимы знания технологий конкретного банка и особенностей конкретного продукта.

Обращение злоумышленников по почте дает вам время на раздумья. А вот новоявленные телефонные фишеры используют фактор неожиданности. “Психологически расчет очень верный, – говорит директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых. – Человек шокирован информацией о задолженности и в состоянии стресса, не успевая опомниться, скорее может выдать нужные мошенникам данные”.

Начальник процессингового центра Банка Москвы Вячеслав Межов советует клиентам при малейших подозрениях прекратить общение с оператором и сделать контрольный звонок в банк по общедоступным телефонам, например помещенным на официальном его сайте или непосредственно на пластиковой карточке. Также владельцам карт банкиры настоятельно рекомендуют подключать sms-оповещение и пользоваться интернет-банкингом, чтобы немедленно узнавать, какие операции и где были проведены по карте.

Если же вы по неосторожности все-таки сообщили посторонним свои данные, следует сразу оповестить об этом банк, заблокировать, а затем перевыпустить карту, советует Межов. “Лучше заплатить за перевыпуск, чем потерять все средства”, – добавляет банкир.