Долговая тропинка


Русский стандарт” сообщил о синдицированном кредите на $250 млн на год под LIBOR + 0,65% годовых, а “Хоум Кредит энд Финанс Банк” привлек 265 млн евро под EURIBOR + 1,95%.

Но в июле начала раскручиваться спираль кризиса на рынке высокорискованных ипотечных кредитов США, и многие отказались от размещения еврооблигаций. Так поступили “Роснефть”, Банк Москвы и “ВТБ 24”. “Газпром” отказался от одного выпуска в пользу другого.

Синдицированные кредиты наравне с облигациями – основные способы привлечения денег российскими компаниями. По подсчетам аналитика Банка Москвы Егора Федорова, в 2006 г. отечественные компании и банки с помощью синдикаций заняли $28,7 млрд, а в первом полугодии 2007 г. – около $32,2 млрд.

Нервозность на рынке облигаций с некоторой задержкой подходит к рынку синдицированных кредитов, уверяет старший вице-президент “Русского стандарта” Леван Золотарев. Причина тому, по его оценке, – разный характер рынков: “Рынок синдикаций гораздо менее ликвиден, долги практически не перепродаются и, соответственно, не переоцениваются, а лежат на балансе банков”.

Подготовка к синдикации началась в июне, отмечает Золотарев. “Если бы мы стартовали 1 августа, сделка бы перенеслась на неопределенный срок”, – убежден он.

Впрочем, и сейчас есть инвесторы, готовые финансировать хороших заемщиков, говорит директор отдела синдикаций Sumitomo Mitsui Banking Corporation Europe Ltd. Николай Возианов. По его мнению, “Русский стандарт”, известный международным инвесторам, смог бы и сейчас занять на тех же условиях, “хотя работать с инвесторами пришлось бы больше”.

Обычно рынок синдикаций легче переживает кризисы, чем долговой, уверяет начальник управления международного межбанковского финансирования МДМ-банка Тенгиз Каладзе: “Рынок облигаций более глобальный, инвесторы знают эмитентов лишь опосредованно, в то время как кредиторы на рынке синдицированных займов чаще состоят в долгосрочных отношениях с заемщиками”.

Показательным, по мнению Возианова, может стать новый синдицированный кредит “Русала”: инвесторы продемонстрируют, по какой ставке они готовы сейчас давать в долг российским эмитентам и каков их аппетит на такие сделки.

“Предсказать, когда компании и банки снова смогут занимать и выпускать облигации, сложно, но по моим ощущениям, это случится через две недели”, – говорит Золотарев из “Русского стандарта”.