Пустое “Окно”


Председатель жюри, киновед Кирилл Разлогов, считал вполне возможным вовсе отказаться от присуждения Гран-при. Но на фестивалях подобные нулевые варианты не любят, поэтому от радикальных шагов воздержались. Надо сказать, что вины выборгских отборщиков в том, что конкурс пал низко, не больше, чем объективных обстоятельств.

В этом году “Окно” решило проявить строгость и соблюсти правило первой ночи, не допустив к соревнованию уже засвеченные игровые фильмы. В известном смысле Выборг сыграл на опережение: есть надежда, что в будущем продюсеры станут всерьез рассматривать фестивали как подкидную доску для прокатных релизов: “Кинотавр” – для летних, “Окно” – для зимних. Однако июньский сочинский фестиваль в эти планы посвящен не был, да и продюсеры фильмов с намеченным на осень прокатом с легким сердцем выстрелили ими в начале июня.

Кроме того, наши продюсеры далеко не всегда полные хозяева положения. Ведь карман, из которого они черпают значительную часть денег на производство, принадлежит государству, и, если большим государственным людям нашей кинематографии захочется отправить фильм, заинтересовавший Выборг, по какому-нибудь другому летнему фестивальному адресу, поделать с этим что-либо сложно.

В итоге из десятка конкурсных фильмов как минимум четыре (“Артистка” Станислава Говорухина, “Искушение” Сергея Ашкенази, “Кружовник” Арво Ихо и “Ночные сестры” Алексея Мурадова) сделаны в нехитром каноне телевизионного развлечения. Смотреть субботним вечером в кругу семьи. Издержки вкуса, утраты смысла, роковые ошибки в кастинге – это все вопросы вторые-пятые-двадцатые. Главное же, что по своей природе указанные работы занимали в конкурсе чужие места. С той поправкой, что достойных и правомерных претендентов на эти места не нашлось.

Так единственным реальным претендентом на “Золотую ладью” оказалась “Русская игра” Павла Чухрая, хотя в таких случаях у воспитанных людей принято говорить, что это, несомненно, не самая большая удача мастера. Гротеск в кино мало кому дается, здесь нужно особое чувство острой формы. Картежная афера, шулерский изыск – чтобы делать их предметом изучения и визуального наслаждения, надо иметь к этому вкус, обладать специальным темпераментом и азартом. Превращая картежника Ихарева в залетного итальянца, прибывшего к нам с единственной целью обобрать местных простаков и жестоко за это поплатившегося, автор “Русской игры” сводит стержневую коллизию пьесы к прозрачной сентенции. Запад, вступая в отношения с Россией, видит в ней исключительно свою потенциальную жертву. Но Россию на мякине не проведешь – она сама кого хочешь напарит. Другое дело, что выгоды ей от этого никакой: постоялые дворы все так же грязны, дороги все так же разбиты. Короче, в этой русской игре в дураках остаются все.

Я далек от мысли, что режиссер Чухрай спешно приспосабливал свой замысел к текущему политическому моменту. Что такое приспосабливать – показал во внеконкурсном фильме “Антидурь” режиссер Владимир Щегольков. У него два русских спецагента прибывают в Лондон под видом шотландцев в килтах. Танцуя в дорогом пабе национальный шотландский танец, они подбрасывают таблетку в стакан чернявому русскому олигарху с крючковатым носом и березовскими залысинами. У олигарха тут же случается несварение желудка под звонкий аккомпанемент отходящих газов, а в результате глупейших сюжетных кульбитов он кончает свои дни, выпав из самолета на британскую землю.

Браво, режиссер Щегольков и драматурги Александр Моисеенко и Владимир Новотоцкий, далеко пойдете.

Возвращаясь от этого нечеловеческого и, главное, совсем не смешного кошмара ко вполне достойной “Русской игре”, замечу, что гоголевский смысл – печальный исход баталии между прекраснодушным романтиком и хваткими реалистами – кажется более глубоким. Однако в Выборге это кино принимали на ура, и по результатам “Выборгского счета” (в его программу включены главные фильмы прошедшего киносезона, а за победителей голосуют все – и фестивальная публика, и зрители) “Русская игра” взяла третье место. Две такие серьезные награды представляются большим успехом производителя фильма, телеканала “Россия”, который впервые предоставил в своем эфире место для ежедневных фестивальных дневников. Ну а победу в “Выборгском счете” одержала упомянутая “Артистка” – безобидная, непафосная и местами смешная комедия для обывателей. Говорухин любит артисток и артистов, народ любит Говорухина. Одно “но”: народ согласен любить такое кино, и любить страстно, лишь по телевизору, где оно будет выглядеть как родное и даже отличаться изяществом силуэта от всего того, чем телевизор забит под завязку. А вот в кинотеатр народ на “Артистку” не придет, рубли в кассу не понесет. Разве что сделает это в Выборге по случаю любимого фестиваля и его 15-й годовщины. Так что нашей кинематографии не стоит делать никаких серьезных выводов из этой победы “Артистки”, с которой я режиссера Говорухина, конечно же, поздравляю.