Расчетливое сердце


Выкачав перед чисткой воду из городского хранилища питьевой воды, рабочие обнаружили в нем утонувших крыс и раздувшихся ящериц. Хорошо еще там не было мертвых обезьян, что нередко случается в этой засушливой части Восточной Индии. Питьевая вода в Кайкалуру, которая фильтруется через песок в ближайшем пруду, имеет желтоватый цвет, и в ней полно микробов. Но, несмотря на это, опрос жителей городка показал, что половина из них по-прежнему предпочитают ее очищенной воде, которую продают в новом магазине, принадлежащем маленькой калифорнийской компании WaterHealth International.

Будут платить

“Обычная вода бесплатна”, – объясняет Дхана Лакшми, 43-летняя мать и местная жительница. Каждый день она проходит мимо магазина WaterHealth к общественному крану. Лакшми говорит, что ее семья, состоящая из пяти человек, зарабатывает около 80 рупий в день, или около 40 центов на человека. Большинству семей такого размера нужно около 19 литров воды в день. В WaterHealth бутыль воды такого объема обойдется в 1 рупию.

“Уклонисты” вроде Лакшми создают трудности на старте потенциально огромного, но беспорядочного бизнеса по продаже чистой воды бедным людям. Многие пытались помочь развивающимся странам решить проблемы водоснабжения, но пока мало кому удалось заработать на этом.

В WaterHealth, возглавляемой гендиректором Тралансом Адди родом из Ганы, уверены, что им удастся и то и другое. Адди, шестому из 12 детей в семье, в детстве приходилось стоять в очереди за водой к деревенскому крану. Сегодня он быстро расширяет бизнес WaterHealth в Индии и других странах и присматривается к таким крупным рынкам, как Китай и Мексика. “Меня не удивляет, что люди будут платить за чистую воду, – говорит Адди, в 2001 г. вышедший на пенсию после более чем 20 лет работы в компании Johnson & Johnson и имеющий гражданство и Ганы, и США. – Меня удивляет, когда люди думают, что не будут платить за нее”.

Проблема номер один

В WaterHealth могут многое рассказать о том, как в разных странах решается первоочередная проблема здравоохранения: проблема зараженной воды. Согласно Отчету о развитии человечества ООН 2006 г., около 450 000 индийцев ежегодно умирают от диареи, что гораздо больше, чем в любой другой стране. В отчете отмечаются факторы, которые могут вызвать диарею, в частности “низкий уровень расходов на воду и недостаточный санитарный контроль”.

Несмотря на то что Индия сегодня – это передовой технологический сектор и одна из самых быстро развивающихся экономик в мире, в ней по-прежнему остро стоит проблема нехватки чистой воды. В сельской местности коровий навоз, пестициды и отходы человеческой жизнедеятельности перемешиваются в ирригационных каналах и попадают в грунтовые воды. В прошлом месяце премьер-министр Индии Манмохан Сингх признал, что правительству пока не удалось справиться с болезнями, источник которых грязная вода. По данным Азиатского банка развития, в Азии около 635 млн человек, или 19% общего населения региона, не имеют доступа к безопасной для здоровья питьевой воде.

Проблемы развивающихся стран привлекают тех, кто видит огромный коммерческий потенциал в очистке воды. Объем продаж в Индии GE Water & Process Technologies, подразделения General Electric, сегодня достигает $20 млн – в основном за счет удовлетворения спроса на чистую воду промышленных предприятий, таких, как электростанции. Но в GE хотели бы, чтобы объем продаж питьевой воды “превысил $100 млн в год в самом ближайшем будущем”, говорит Стив Фладдер, вице-президент компании.

Зона сопротивления

Однако попытки изменить систему водоснабжения встречали сопротивление. Например, в 2005 г. предложение Всемирного банка передать ограниченное руководство комитетом по водоснабжению Нью-Дели в руки подрядчика вызвало шумный протест. Группы по защите общественных интересов заявили о нарушениях во время проведения конкурса среди консалтинговых фирм. Директор индийского представительства Всемирного банка Майкл Картер отрицал какие-либо нарушения. Позже банк вышел из проекта.

“Нужно, чтобы жители сами контролировали качество своей воды, – говорит Арвинд Кейривал из Parivaran, индийской гражданской группы, выступавшей против плана Всемирного банка. – Всемирный банк пытается навязать приватизацию. Это не лучшая модель”.

Попытки обеспечить бесплатное оборудование для очистки воды и технологии его использования не удались, говорит Гангджи Редди, директор проектов в Chaitanya, индийской организации, занимающейся вопросами управления природными ресурсами. Плохо обученные, нерегулярно получающие зарплату техники не следят за оборудованием и позволяют фермерам продавать чистую воду по непомерным ценам.

Признаки бизнеса

WaterHealth стремится занять положение между теми, кто ищет выгоды, и некоммерческими организациями. В отличие от крупных международных компаний WaterHealth готова остаться небольшой компанией, работающей в сельской местности, даже если ее бизнес вырастет. В штате Андхра-Прадеш у WaterHealth сейчас около 60 магазинов, большинство которых совместные предприятия с местными органами власти. Индийская организация Naandi Foundation поддерживает компанию и проводит с местным населением разъяснительную работу о преимуществах чистой воды. Компания WaterHealth также работает на Филиппинах и в Гане.

Модель совместного предприятия появилась у WaterHealth после проблем с продажей оборудования клиентам в других странах, многие из которых не смогли поддерживать его в рабочем состоянии. После долгих лет на грани банкротства в 2004 г. WaterHealth удалось справиться с ним благодаря принадлежащей Адди фирме венчурного капитала Plebys International, расположенной в Орандж-Каунти, Калифорния. Он получил контроль над компанией за $2 млн.

С момента реструктуризации WaterHealth привлекла несколько крупных инвесторов. Среди них Dow Venture Capital, подразделение компании Dow Chemical, которая приобрела около 30% акций компании за $7,25 млн, и International Finance, подразделение Всемирного банка, купившее долю за $1,2 млн.

Адди отказывается назвать объем продаж и размер прибыли частной компании. Но возникает вопрос: как WaterHealth сможет зарабатывать достаточно денег, продавая воду так дешево?

В Кайкалуру, несмотря на данные опроса Naandi, который показывает, что половина города предпочитает воду из-под крана, начинают вырисовываться признаки бизнеса. Летним утром напротив четырех кранов WaterHealth собирается толпа. Адди показывает, как вода в магазине фильтруется в нескольких емкостях, прежде чем попасть в пластиковую камеру, где ультрафиолетовая лампа направляет смертельную дозу лучей на оставшиеся бактерии и вирусы.

В деревне близ Кайкалуру местный житель жалуется, что из-за грязной воды возросли медицинские расходы, а дети пропускают школу. Адди слушает его, но позже говорит, что деревня недостаточно велика, чтобы открывать там магазин WaterHealth. Возможно, позже компания продаст им оборудование, над которым сейчас работает, рассчитанное на меньший объем воды. “У вас может быть доброе сердце, – говорит Адди, – но в этом бизнесе нужен расчетливый ум”. (WSJ, 17.08.2007, Ирина Окунькова)