ВЕКТОР


ЦБ помогает

В ночь с пятницы на субботу табличку с названием компании “ЮКОС”, висевшую при входе в здание на Дубининской, свинтили. Так новый собственник бывшего центрального офиса ЮКОСа – “Роснефть” решила поставить точку в истории некогда крупнейшей российской компании. За несколько дней до этого с крыши здания на Дубининской сняли зелено-желтый треугольник – эмблему ЮКОСа.

К охлаждению страстей на мировом финансовом рынке подключились центробанки, счет интервенциям которых идет уже на сотни миллиардов долларов. Не остался в стороне и российский центробанк. И хотя его вливания на порядки скромнее, сам факт таких операций пока не слишком привычен для участников рынка. В пятницу ЦБ сообщил о досрочном погашении собственных облигаций на 100 млрд руб., а также о проведении двух аукционов репо с банками: в ходе первого ЦБ ссудил 38,9 млрд руб. под 6,05% годовых, а в ходе второго – еще 3,5 млрд руб. под 6,11%. У российских банкиров вошло в привычку жаловаться на то, что система рефинансирования развита недостаточно. А представители ЦБ неоднократно заявляли, что существенно расширили инструментарий и при проблемах на рынке банкирам будет чем воспользоваться. Если мировые рынки вскоре не успокоятся, то денег российским банкам будет требоваться все больше. И станет ясно, насколько хорошо подготовился ЦБ.

Опять консолидация

“Рособоронэкспорту” мало вооружений, титана и “Жигулей”. ФГУП объявил, что при его поддержке создана новая компания – ООО “Топливозаправочный сервис аэропортов” (“ТС-Аэро”). Ее создатель – “АТ-Спецтехнология”, в которой у ФГУПа 50% и которую прочили на роль консолидатора в оборонно-промышленном комплексе.

Новая задача – консолидировать топливо-заправочные комплексы (ТЗК) в аэропортах. Сначала получить те, в которых есть доля государства. Потом построить новые. Стратегическая цель – решить проблему с безудержным ростом цен на авиакеросин.

В России 351 работающий аэропорт. В каждом – по заправке. Оптовые торговцы поставляют всем ТЗК примерно 7 млн т керосина в год, и их суммарная выручка – около $4 млрд. Точных оборотов ТЗК никто не знает. Но их маржа иногда достигает 90%. Наверняка это неплохой бизнес. Но рынок давно поделен, констатирует замгендиректора аэропорта “Внуково” Виталий Ванцев, совладелец внуковской ТЗК.

Получается, стоит ждать передела.

Необходимость очередной консолидации очевидна не всем. Машиностроение – это действительно та отрасль, в которой “Рособоронэкспорт” эффективен, уверен совладелец аэропорта “Толмачево” Роман Троценко. Но ФГУП распыляется. “Так он завтра начнет уже мороженым торговать”, – смеется Троценко.

ЮКОС свинтили

Скоро госкомпания собирается вообще избавиться от бренда ЮКОСа, который недавно купила на торгах. Она перекрасит в свои желто-черные цвета порядка 1000 заправок ЮКОСа, которые купила на торгах. Перекраска одной станции может стоить около $100 000. То есть на ликвидацию ЮКОСа госкомпании придется потратить еще $100 млн в течение нескольких лет.

Не все готовы на такие затраты. “Газпром” после покупки “Сибнефти” переименовал компанию в “Газпром нефть”, но ее АЗС по-прежнему работают под брендом “Сибнефти”. Впрочем, недавно компания заявила о желании сменить бренд заправок. А ТНК-ВР по-прежнему продает бензин под брендами ТНК и ВР. И не планирует ликвидировать раскрученный бренд и тратить лишние деньги.

Малой кровью

Июньские проверки производителей алкоголя силами налоговой службы принесли плоды. Точнее, плоды появились сразу – отозвано или приостановлено 478 лицензий у 320 производителей алкоголя. Как объявили представители ФНС в пятницу, действие 350 лицензий, принадлежащих 239 организациям, восстановлено.

Пломбы на спиртовых кранах были установлены из-за отсутствия счетчиков либо в случае несертифицированных приборов. Изначально предполагалось, что, цитируем закон об обороте этилового спирта, “автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции” (пресловутые счетчики) должны быть подключены всеми производителями к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) до 1 февраля 2007 г. Когда стало ясно, что ЕГАИС сама пока что работает кое-как, правительство перенесло срок подключения на 1 ноября 2007 г. ФНС уточнила, что установлены счетчики должны быть до 1 мая 2007 г. После проверки, когда налоговики обнаружили, что 320 производителей не исполнили решение, посыпались предписания остановить работу до устранения недостатков.

Но, несмотря на грозный вид и внушительные цифры, рынок крепкого алкоголя страны практически не пострадал. Наказанные 320 предприятий, по данным той же налоговой службы, производят менее 10% российского алкоголя в натуральном выражении (в денежном еще меньше, так как специализируются на недорогой водке). Крупные же производители, наученные прошлогодним кризисом из-за неработающей ЕГАИС, на всякий случай подсуетились заранее, и майские проверки прошли легко, без отозванных лицензий. Да и ФНС на коне – поиграла мускулами, навела шороху. Глядишь, такими темпами с 1 ноября и ЕГАИС заработает.