Русские продают


Сегодня крупнейший российский розничный продавец белья “Дикая Орхидея” сообщил об открытии первого магазина в лондонском торгцентре BlueWater. Для британского рынка компания придумала отдельный розничный бренд Vendetta и до конца года откроет четыре магазина (всего у холдинга 190 магазинов, оборот в 2006 г. – около $100 млн). Сообщившая об этом накануне Financial Times окрестила “Орхидею” российским пионером на рынке британской розницы. Статус международной компании повысит привлекательность “Дикой Орхидеи” при проведении IPO, которое компания запланировала на 2009 г.

Правда, президент и совладелец “Дикой Орхидеи” Александр Федоров заверяет “Ведомости”, что имидж тут ни при чем. “Мы идем на самый конкурентный рынок, чтобы научиться здесь работать. Выдержим здесь – значит, будет не страшно работать в любой другой стране. А планы грандиозные – я хочу работать во всех странах мира”, – заявляет Федоров.

Деньги тут особенно тоже ни при чем. На открытие четырех магазинов на арендованных площадях в британских “народных” торгцентрах “Дикая Орхидея” потратит 2,5 млн фунтов, первый магазин площадью 170 кв. м обойдется компании в 500 000 фунтов. По оценкам эксперта Penny Lane Realty Алексея Могилы, в России “Орхидея” открыла бы на 500 000 фунтов как минимум два салона в самых популярных торгцентрах.

Скоро у “Орхидеи” появится российский сосед. Владелец сети мебельных салонов Mr. Doors (140 магазинов, оборот в 2006 г. – $50 млн) Максим Валецкий открывает 1 октября первый магазин своей сети в пригороде Лондона. Он уверяет, что хочет зарабатывать деньги. “Британия – это большой платежеспособный рынок, 60 млн населения с покупательной способностью выше, чем в России. Затраты на открытие сопоставимые”, – объясняет он.

Сеть подарков Le Futur (110 магазинов) еще в прошлом году создала СП с турецким Aras Holding – Le Futur Turkey и открыла в этой стране 11 магазинов. В июле управляющая сетью компания UBC продала франшизу арабскому розничному конгломерату Salam International на развитие Le Futur в 12 арабских странах. “Возможности для роста на российском рынке ограничены, а зарубежный рынок – это огромный потенциал”, – объясняет директор по международному развитию Le Futur Александр Васильев. Окупаемость магазинов и размер инвестиций, по его словам, зависят от конкретного рынка. К примеру, в Дубае размер инвестиций (аренда, персонал и т. д.) сопоставим с московским – то же самое можно сказать и о периоде окупаемости.

Sela – один из крупнейших в России одежных ритейлеров (550 магазинов) – в октябре прошлого года открыла первый магазин в варшавском торгцентре “Реду” (Польша), затем через продажу франшизы открыла в Польше еще шесть магазинов. До конца года компания планирует открыть несколько магазинов в Германии. Основатель сети Аркадий Пекаревский говорит, что идет за границу за опытом: “Это разведка боем. В Европе совершенно другой уровень конкуренции, покупательских предпочтений и т. д.”. Зарабатывать деньги, по его словам, быстрее и удобнее в России. “Для нас это, с одной стороны, школа, с другой – имиджевая сторона: международной компании будут больше доверять”, – признается он.

Компания “Баден” (72 магазина) летом прошлого года открыла два магазина Sultanna Frantsuzova в итальянских городах Падуя и Верона. Директор по развитию “Бадена” Виталий Степин говорит, что оба окупают текущие затраты, но не окупают инвестиции. По его словам, компания пошла в Италию сознательно: решила тестировать свой бизнес в наиболее конкурентной среде. В 2008 г. в бизнес-плане обозначено открытие 12–15 магазинов в странах Балтии.

Российские бизнесмены стремятся за границу по трем причинам: диверсификация рисков, имидж и опыт, указывает эксперт консалтинговой компании A.T. Kearney Антон Порядин. “Из работы за границей можно извлечь полезные уроки. Можно перекупить иностранных менеджеров, а можно научиться самим работать за рубежом. Большинство компаний, которые мы консультировали на предмет изучения иностранных рынков, объясняли выход за рубеж стремлением диверсифицировать риски на развитых рынках”, – комментирует Порядин.