Инвесторы полюбили векселя


Доходность трехмесячных казначейских векселей снизилась в понедельник на 0,66 процентного пункта до 3,09%, причем в течение дня снижалась на 1,23 п. п. до 2,51%. Столь массовой скупки этих бумаг (доходность меняется обратно цене) не было со времен краха на фондовом рынке в октябре 1987 г., когда индекс Dow Jones рухнул в “черный понедельник” почти на 23%: тогда доходность векселей снизилась на 0,85 п. п. 13 сентября 2001 г., когда рынок казначейских бумаг открылся после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, доходность упала на 0,39 п. п.

В начале августа, перед тем как на мировых рынках разразился кризис ликвидности, доходность векселей составляла 4,95%. Вчера к 18.30 МСК она упала до 2,93%, но затем поднялась до 3,3%.

Мировым центробанкам удалось за счет вливания ликвидности сдержать развитие кризиса на межбанковском рынке, где банки кредитуются на один день, однако на более длинные сроки банки ссужать деньги по-прежнему не хотят, а инвесторы сторонятся любых бумаг, обеспеченных активами. Для многих компаний в разных странах закрылся рынок корпоративных векселей. У крупнейшего ипотечного кредитора США Countrywide Financial не хватает средств на выдачу кредитов, многие из которых были одобрены еще несколько месяцев назад (в июле компания выдала их на $36 млрд); раньше до 30% кредитов финансировались за счет выпуска ипотечных облигаций и векселей, но сейчас никто не хочет их покупать. Countrywide пришлось договариваться с банками о привлечении кратко- и среднесрочных кредитов на $11,5 млрд.

Корпоративные векселя – свободно обращающиеся долговые обязательства сроком до 270 дней, которые компании используют для краткосрочных заимствований, пополнения оборотного капитала или инвестирования свободных средств. По данным Федеральной резервной системы США на 15 августа, на рынке обращались векселя на $2,132 трлн. По оценке Lehman Brothers, половина – это векселя, обеспеченные активами, включая ипотечные кредиты.

Инвесторы сегодня “одержимы безопасностью вложений”, говорит Луиза Пертл, аналитик CreditSights. Они не хотят покупать векселя компаний и банков, создавая тем сложности с финансированием бизнеса, и переводят деньги в казначейские векселя. Одни из главных инвесторов в корпоративные векселя – паевые фонды денежного рынка: эти вложения позволяют им получать больший доход, чем по банковским депозитам, и при этом считаться наиболее консервативными инвестфондами. Теперь все изменилось. На днях коллега спросил, стоит ли инвестировать в семидневные векселя крупного американского банка, имевшие привлекательную доходность в 5,5%, рассказывает Майкл Чи, управляющий портфелем в AIG SunAmerica Asset Management. “Я сказал ему: тут все дело в безопасности. Если мы поставим под угрозу стабильность [нашего фонда], то можем потерять бонус, а то и работу”, – говорит Чи. Он посоветовал вложить деньги в казначейские бумаги.

Американская Thornburg Mortgage на днях продала с дисконтом ипотечные облигации на $20,5 млрд, чтобы погасить векселя, которые ей не удалось рефинансировать. Так же намерен поступить британский хедж-фонд Solent Capital Partners (см. статью на этой странице). Проблемы возникли и у небольших немецких банков, включая Sachsen LB, принадлежащий правительству земли Саксония. Его инвестфонд Ormond Quay Funding, выпуская векселя, покупал на привлеченные деньги долгосрочные инструменты с более высокой доходностью. По данным Moody’s, на 30 июня активы фонда составляли 12,57 млрд евро, из них американские – на $5,4 млрд, а ипотечные – на 7,09 млрд евро (какая доля связана с ипотекой в США, неизвестно). Все активы имеют наивысший рейтинг ААА, однако сегодня для инвесторов это не довод. На векселя Sachsen LB нет спроса, и властям пришлось спасать его: был сформирован консорциум банков, предоставивших Sachsen LB кредит на 17,3 млрд евро. (Использованы материалы WSJ, FT.)