ВЕКТОР


Полезный скандал

Крупнейший японский производитель офисного телекоммуникационного оборудования Aiphone обвинил американскую Apple, разработавшую и с начала лета продающую в США телефон iPhone, в нарушении своих прав. Проблема в схожести брендов iPhone и Aiphone – второй из них японская компания имеет право использовать в собственной стране и еще 70 государствах как торговую марку офисного телекоммуникационного оборудования. Сейчас, по данным Kyodo World Service, между двумя компаниями ведутся переговоры, комментировать детали которых представители сторон отказываются. Aiphone – не первая компания, которая оспаривает права Apple на бренд iPhone. В январе, сразу после того как Apple представила свой мультимедийный телефон на выставке в Сан-Франциско, американский производитель сетевого телекоммуникационного оборудования Cisco Systems обратился в суд, утверждая, что еще раньше зарегистрировал торговую марку iPhone и уже несколько лет производит IP-телефоны под таким брендом. Впоследствии конфликт был улажен во внесудебном порядке. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что подобные споры из-за бренда iPhone только на руку Apple: “За два месяца продаж страсти вокруг этого телефона успели поутихнуть. Такие скандалы могут снова привлечь внимание к аппарату”.

Что скажет Уоррен Баффетт?

Инвестиционный гуру Уоррен Баффетт любит делать покупки во время финансовых кризисов. “Когда приходит подходящий момент, я трачу деньги быстрее, чем Имельда Маркос [бывшая первая леди Филиппин]”, – признается он. Правда, свои планы “пророк из Омахи” предпочитает держать в секрете, и эксперты гадают, что его могло бы заинтересовать сейчас. Некоторые полагают, что холдинговая компания Баффетта Berkshire Hathaway может прийти на выручку крупнейшей по объему выданных кредитов ипотечной компании США Countrywide Financial. Компании пришлось экстренно привлекать кредит на $11,5 млрд, и ее акции дешевеют с каждым днем. Тем более что подобный опыт у Berkshire Hathaway уже есть: в 1991 г. Баффетт стал гендиректором Salomon Brothers, чтобы помочь инвестбанку выйти из кризиса. Зато в 1998 г. инвестор не стал помогать прогоревшему во время российского кризиса хедж-фонду Long-Term Capital Management, которым управляли бывшие менеджеры Salomon Brothers, – Баффетта больше привлекали активы фонда, чем сама управляющая компания. (Использованы материалы WSJ.)

“Газпром” прихорашивается

Бурная реакция мировой общественности на попытки “Газпрома” выбить деньги за газ из соседей в ближнем зарубежье или приобрести активы в дальнем заставила монополию озаботиться своим имиджем за рубежом. Теперь за его доброе имя отвечают три крупных PR-агентства: Gavin Anderson, Ketchum и GPlus. Как рассказал “Ведомостям” Кен Кронин – представитель Gavin Anderson, которое возглавляет PR-консорциум, они работают с “Газпромом” с июня этого года. Ketchum отвечает за США, GPlus работает с Еврокомиссией, а Gavin Anderson “занимается международными вопросами”. Представитель “Газпрома” говорит, что контракт с международными консультантами будет действовать “несколько месяцев”. Они будут помогать “Газпрому” доносить позицию компании до “целевой аудитории” за рубежом. “Мы не занимаемся “потребительским пиаром”, мы работаем с госчиновниками, инвесторами и журналистами”, – уточняет Кронин. Например, в недавней истории с Белоруссией (“Газпром” почти полгода ждал от нее погашения долга на $460 млн и угрожал ограничить поставки газа) консультанты рассылали пресс-релизы “Газпрома” по своей контактной базе в Евросоюзе, готовили телефонные конференции с зарубежными журналистами. Источник в “Газпроме” намекает, что работа этих консультантов недешево обойдется концерну, но сумму контракта стороны не называют. По данным Hoovers, годовой оборот Ketchum в 2006 г. составил $53,8 млн, Gavin Anderson – $85,5 млн.

В обход китов и боеприпасов

Газопровод “Северный поток”, который строят “Газпром” и германские E.On и BASF, изменит маршрут. Он пройдет севернее, а не южнее датского острова Борнхольм, мимо захоронений боеприпасов времен Второй мировой войны, сообщила вчера компания Nord Stream, управляющая проектом. То, что “Северный поток” может пройти по местам захоронения боеприпасов, очень беспокоило экологов – в частности, в Швеции и Финляндии.

В последнее время маршруты трубопроводов нередко меняются по экологическим причинам. Оператор проекта “Сахалин-2” Sakhalin Energy в 2005 г. перенес морскую часть трубы на 20 км, чтобы не навредить серым китам. В 2006 г. по приказу президента России Владимира Путина на 460 км от озера Байкал передвинули трассу нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Строительство ВСТО в результате подорожало более чем в два раза – до $12,5 млрд, а затраты на перенос трубы “Сахалином-2” стали одним из обоснований двукратного увеличения сметы проекта (до $20 млрд). Значительного удорожания “Северного потока” из-за переноса трассы не будет, ведь его длина увеличится лишь на 8 км – с 1198 до 1206 км, говорят в Nord Stream. Исходя из стоимости “Северного потока” в 6 млрд евро, названной недавно “Газпромом”, изменение маршрута обойдется примерно в 40 млн евро.