ВЭБ поднялся в воздух


Первый день МАКСа традиционно открыл президент Владимир Путин. Он же задал основной тон салону, назвав его “главным авиационным праздником страны”. Хотя организаторы МАКСа и пытаются сравнивать его с французским Ле-Бурже и британским Фарнборо, салон в Жуковском – это прежде всего авиашоу для публики и место встреч для профессионалов, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Очень не хватает пока одного – крупных контрактов, добавляет гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов.

Контрактов и соглашений на новые самолеты действительно было собрано вчера не много – до $1 млрд. В Фарнборо и Ле-Бурже, где основные продавцы – мировые гиганты Airbus и Boeing, заказы исчисляются десятками миллиардов долларов.

О заказах и опционах примерно на $500 млн (по каталожной стоимости) объявила вчера лизинговая компания “Ильюшин финанс”. Это контракт на шесть российско-украинских Ан-148 с государственной ГТК “Россия” с опционом еще на шесть таких же лайнеров и один дальнемагистральный Ил-96-300, договор на три Ту-204-100 с новым дискаунтером Red Wings (контролируется депутатом Александром Лебедевым) с опционом еще на три таких самолета, а также контракт на один региональный Ан-38. О планах заказать пять региональных новинок от “Гражданских самолетов Сухого” – SSJ-100 – объявили вчера и “Уральские авиалинии” (около $135 млн по каталогу). Еще шесть лайнеров “Сухого”, на сей раз истребителей Су-27/30, были проданы “Рособоронэкспортом” в Индонезию примерно за $330 млн.

В планах ИФК на сегодня – соглашения с кубинской Cubana на поставку одного Ту-204 и до четырех Ан-148, говорит представитель ИФК Андрей Липовецкий (порядка $100 млн по каталогу. – “Ведомости”). ГСС пока твердых контрактов на SSJ подписывать не планирует, говорит представитель этой компании.

Пассажирскую новинку – региональный лайнер SSJ-100 пообещали выкатить в сентябре. На МАКС привезли лишь макет салона и тренажер кабины пилота. С помощью инструктора Путин даже поднял его в воздух, совершил круг и “посадил”.

В итоге героем дня стала новая финансовая госкорпорация – Внешэкономбанк. Председатель ВЭБа Владимир Дмитриев подписал сразу четыре соглашения о финансовой помощи и сотрудничестве – с Роскосмосом, концерном “Алмаз-Антей”, “Гражданскими самолетами Сухого” (на финансирование продаж SSJ-100) и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Все соглашения рамочные, оговорился после подписания Дмитриев. Впрочем, он признал, что речь будет идти “не об одной сотне миллионов долларов”.

К примеру, ОАК до 2012 г. нужны заемные средства в размере 120 млрд руб., заявил президент корпорации Алексей Федоров, добавив, что “очень рассчитывает на существенную поддержку ВЭБа”. Часть этих средств финансовая госкорпорация может вложить в акции ОАК. Источник, близкий к руководству корпорации, сказал “Ведомостям”, что ОАК предварительно договорилась о продаже ВЭБу до 10% своих акций в первом полугодии 2008 г. В 2009–2010 гг. ОАК планирует IPO и ВЭБ тогда сможет заработать на продаже своей доли, добавил собеседник “Ведомостей”. В 2006 г. руководство ОАК прогнозировало, что после консолидации всех активов ее стоимость составит 141–154 млрд руб. А в рамках IPO может быть продан пакет до 25% (с тем чтобы государство сохранило 51%).

Официально обе корпорации объявили лишь о том, что ВЭБ может стать акционером ОАК и консультантом ее IPO. А Федоров добавил, что до IPO уже в 2008 г. ОАК может провести частное размещение акций на $0,5–1 млрд.