ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ: Шире должности


Одного моего клиента повысили в должности. Начальник отдела, где он работал, ушел на пенсию, и новым начальником сделали Федора Васильевича. Мотив был такой: он у нас самый опытный в отделе, дольше всех тут работает, ему ли не знать, как дела делать.

Как дела делать, Федор Васильевич знал – по крайней мере те, которые его раньше касались. Зато как людьми руководить – не задумывался. И зачем нужно делать то, что он изо дня в день делал, тоже.

Приходит он на работу на следующий день после назначения, здоровается со всеми как ни в чем не бывало и замечает, что на него все иначе смотрят, ждут от него чего-то. Недавно он и сам так на начальника смотрел, вроде спрашивал: “Все в порядке? Все как всегда? Ну что ж, займемся текущими делами”.

Только успел он задуматься, все ли в порядке, прибегает девушка из отдела рекламы и просит заполнить таблицу. Не успел Федор Васильевич на таблице сосредоточиться (раньше он таких таблиц не заполнял), как в почту приходит записка от его ближайшего начальника: вызывают на совещание. Посидел он на совещании, послушал, о чем люди говорят, и понял, что дела идут совсем не так, как он себе раньше представлял. К концу дня вместо того, чтобы спешить, как всегда, домой, позвонил Федор Васильевич бывшему начальнику и напросился в гости – советоваться. Рассказал про таблицу.

“Это, – говорит ему бывший, – можно сразу в мусорную корзину отправить, возни много, а толку чуть. А вот на совещании сказали, что заказ наш к концу близок, – это как раз про тебя. Тебе теперь придется новые заказы добывать, не то производство встанет”.

Федор Васильевич, если бы не в кресле сидел, так сразу и упал бы. “Какие заказы, где добывать? Я же только и знаю, как накладные оформлять да в бухгалтерию отправлять!” – “Ну вот теперь и узнаешь, и про старых наших заказчиков узнаешь, и новых искать будешь”.

Утром Федор Васильевич отправился к начальству и заявил, что руководить отделом не может. Тогда вспомнили, что в соседнем отделе работает выпускник серьезного института, которого могли бы еще с институтской скамьи взять отделом заведовать, а он сказал, что хочет пройти лестницу с самого начала. Вот и представился ему случай по лестнице шагнуть.

Молодой человек знал, где искать новые заказы, больше того, понимал, в каком направлении лучше развивать производство. Он оказался в курсе, куда движется отрасль, мог строить работу с расчетом на перспективу. А пока сидел в своем отделе – присматривался, как кто из заведующих руководит людьми, прикидывал, что ему нравится, что не подходит. И в отличие от Федора Васильевича готов был принять на себя ответственность и за дело, и за людей.

Он тоже не забыл к бывшему заведующему в гости сходить Тому понравился новенький: к людям внимателен, мелочи не забывает, о деле думает широко. “Далеко пойдет”, – подытожил он, когда ему позвонил старый приятель, который на этой фирме кадрами заведовал.

Повышать или понижать собственную планку – личное дело каждого. Как известно, японские самураи наряду с владением воинскими искусствами занимались музыкой, живописью, изучали науки и чайную церемонию и, бывало, прямо на поле боя слагали стихи, воспевавшие мужество и ловкость только что побежденных соперников. Потому и были цветом общества. И понятно, почему рабочая лошадка в шорах не способна “далеко пойти”. Впрочем, некоторым лошадкам эти шоры удобны.