Наш кандидат в МВФ


Россия неожиданно для Европы вмешалась в борьбу за кресло руководителя Международного валютного фонда. В качестве альтернативы экс-министру финансов Франции Доминику Стросс-Кану наша страна предложила кандидатуру Йозефа Тошовски из Чехии. Несмотря на его авторитет, шансов на победу у него мало.

Каждое государство – член МВФ имеет квоту в его капитале, выраженную в специальных правах заимствования (СДР). От размера квоты зависит размер взноса в МВФ, число голосов, максимальный объем финансирования от МВФ. Директором МВФ становится кандидат, за которого подано 85% голосов. Квота стран ЕС при голосовании (отлична от квоты в капитале) – 33%, США – 17%, Японии – 6%, Китая – 3,7%, Саудовской Аравии – 3,2%, России – 2,7%, Индии – 1,9%, Мексики и Бразилии – по 1,4%, Венесуэлы – 1,2%.

Борьба за кресло директора-распорядителя МВФ началась после июньского заявления Родриго де Рато о том, что он по семейным причинам досрочно покинет пост (в сентябре-октябре 2007 г. вместо мая 2009 г.).

Традиционно своего кандидата предлагает Европа, а США выдвигают кандидатуру президента Всемирного банка. Крупные развивающиеся страны давно недовольны этим “разделом постов”.

Поначалу все шло по привычному сценарию: 27 стран ЕС предложили Стросс-Кана, США его поддержали. Но вчера МВФ заявил, что Тошовски согласился на выдвижение своей кандидатуры, а Минфин России заявил, что поддерживает его.

Легитимность и авторитет директора-распорядителя МВФ способны сконцентрировать усилия развивающихся стран, сказал министр финансов России Алексей Кудрин. Это предупреждение ЕС и США о нежелательности “продавливания” своего кандидата, объясняет чиновник одного из министерств.

Срок подачи заявок заканчивается 31 августа. Выборы обычно проводятся, когда члены МВФ договорятся о кандидате. Инициативу России могут поддержать Бразилия, Индия и Китай, сказал Кудрин. Для блокирующих 15% России еще надо “завербовать”, например, ЮАР, Индонезию, Венесуэлу, Мексику и Саудовскую Аравию. Близкий к переговорам источник говорит, что несколько стран Латинской Америки – за Тошовски. Он подтвердил, что его поддерживают несколько стран.

Чехия, член ЕС, – против, заявил вице-премьер Александр Вондра.

ЕС готов отстаивать Стросс-Кана. Он заручился “большим числом” голосов, сказал представитель МИД Франции Дени Симонно. Кроме Европы и США это, по его словам, африканские страны и Китай.

Сейчас Тошовски, возглавлявший в 1989–2000 гг. нацбанк, а в 1997–1998 гг. правительство Чехии, руководит Институтом финансовой стабильности Банка международных расчетов (BIS) в Базеле. Он “прошел опыт страны, которая смогла стабилизировать свою экономику”, представил кандидата Кудрин. Это не случайный кандидат – российские чиновники выбирали из нескольких кандидатур, говорит чиновник, близкий к переговорам по этому вопросу.

При разрешении кризисов в развивающихся странах у МВФ были неудачи, отметил Кудрин, теперь “престиж МВФ требует повышения”. Иначе неудовлетворенные работой МВФ страны начнут решать задачи без помощи фонда.

Тошовски – кандидат не “для галочки”, уверен Кудрин. “Россия дала толчок выборам”, создав конкурентность, подчеркивает министр. Выдвижение Тошовски Минфин согласовал с МИДом и администрацией президента.

“У Тошовски очень хорошая репутация в мире, Россия может позволить себе выдвигать его на столь важную работу”, – считает лидер крупнейшей оппозиционной чешской Социал-демократической партии Иржи Пароубек.

Российский демарш не ухудшит отношений с Европой, ведь она – за демократию, считает Кудрин. Еврочиновники удивлены появлением у Москвы своего кандидата, сказал германский политолог Александр Рар: “Россия стремится поступать как США, которые тоже предварительно не согласовывают свои кандидатуры”.

Но российского кандидата мало кто поддержит, уверен Рар, называющий предложение нашей страны “символическим”. Зато Россия лишний раз напомнила о себе. И африканские, и арабские страны пытались выдвигать кандидатуры на пост главы МВФ, но объединить голоса развивающимся странам никогда не удавалось, говорит экс-сотрудник МВФ Ярослав Лисоволик. Стэнли Фишера (сейчас – глава нацбанка Израиля) в 2000 г. поддержали 20 африканских стран.

Но и неприятностей в отношениях России с ЕС не будет, полагает Рар. Главное – что ЕС поддержали США. Этим летом Европа помогла кандидату США Роберту Зеллику возглавить Всемирный банк.

Пока Россия была крупным заемщиком МВФ, торга на тему его руководителя она себе позволить не могла.

Лисоволик считает российскую кандидатуру перспективной: он европеец, но из развивающейся Европы. К тому же BIS, где сейчас работает Тошовски, – один из основных международных финансовых институтов, говорит Лисоволик. У Стросс-Кана опыта такой работы нет. К тому же французы и так возглавляют Международный олимпийский комитет, Всемирную торговую организацию, ЕБРР. Его единственный минус – подозрения чешских СМИ в сотрудничестве с чехословацкими спецслужбами во времена СССР. Тошовски утверждает, что просто получал закрытые сведения, будучи высокопоставленным чиновником.

Пост руководителя МВФ вообще не является существенным, убежден Чарльз Робертсон, главный экономист по странам Европы, Ближнего Востока и Африки ING Financial Markets. “В последние годы фонд играет малозаметную роль, и это хорошо: он выполнял роль пожарного, а пожары в развивающихся странах сейчас почти не вспыхивают”, – говорит Робертсон. Вот если бы МВФ помог США бороться с кризисом на рынке высокорискованной ипотеки, вопрос о его руководителе был бы гораздо более актуальным, иронизирует Робертсон.

Сами США, однако, в этом году поставили фонду другую задачу: следить, чтобы страны мира не манипулировали курсами своих валют. Эта идея направлена против Китая, констатирует сотрудник МВФ.

Экономическую науку российский кандидат обогатил “дилеммой Тошовски”, актуальной для Восточной Европы в 1990-х гг., а для России – сейчас, говорит Олег Замулин из Российской экономической школы.

Дилемма состоит в следующем. Если нацбанк снижает процентную ставку, желая предотвратить приток в страну спекулятивного капитала, он тем самым дестимулирует развитие отечественной банковской системы: населению невыгодно нести деньги в банки. Прирост инвестиций в этом случае превышает увеличение сбережений, и у развивающихся стран нет средств для обновления устаревшей инфраструктуры.

Если же нацбанк, наоборот, повышает процентную ставку, банки быстро развиваются, инфляция снижается, но в страну течет спекулятивный капитал. Производимые инвестиции превышают сбережения, инфляция растет.

Оба варианта “одинаково плохи”, знает Тошовски – опытный чиновник нацбанка.