Проверка по цепочке


Если инспектора, проверяя крупнейшего налогоплательщика, просто запрашивают у его партнеров документы по интересующим их сделкам, то они не могут доначислить им налоги, даже если обнаружат нарушения, пишет Шевцова в журнале “Российский налоговый курьер”. Проверка же такого контрагента позволит доначислить ему налоги. К тому же налоговики смогут тогда потребовать у него любые сведения, а не только касающиеся взаимоотношений с крупнейшим налогоплательщиком. “Иногда, анализируя конкретную сделку, инспектор приходит к выводу, что правильнее увеличить доходы и доначислить налоги у одного предприятия, чем снимать расходы у другого, – объясняет она. – Или при проверке одной организации выявляется наличие налоговой базы у другой”. Например, проверяя партнеров одного столичного ликероводочного завода, ФНС выявила факты уклонения от налогов, доначислив по всей цепочке 1,3 млрд руб. Если бы проверкам подвергся только завод, то бюджет получил бы лишь 184 млн руб.

Налоговики часто пытаются возложить на компании ответственность за их контрагентов, говорит юрист крупного холдинга. Большинство таких процессов инспектора проигрывают, отмечает юрист.

С этого года возросла роль проверки контрагентов. При камеральной проверке компании налоговики могут потребовать дополнительные документы лишь по НДПИ, НДС и льготам. Ранее Шевцова заявила “Российскому налоговому курьеру”, что документы, которые налоговики не смогут получить у компании, они могут требовать у контрагентов. А столичное управление ФНС разослало по инспекциям порядок проверки контрагентов фирм-однодневок. Изучив банковские проводки однодневки, налоговики проверят ее партнеров, получивших от нее или перечисливших ей 10 млн руб. с момента открытия счета. Проверка ждет и всю цепочку контрагентов.

Налоговики и сегодня проводят выездные проверки контрагентов, говорит партнер Deloitte Сергей Воропаев. Если они подозревают, что у контрагента есть нарушения, эффективнее сразу провести у него выездную проверку. Если контрагент является дочерней компанией, то он проверяется в рамках проверки холдинга, говорит замдиректора судебного департамента “ТНК-ВР Менеджмент” Эдуард Годзданкер. Встречная проверка контрагентов будет эффективна, если они формально независимы, но используются для ухода от налогов, добавляет он. Встречная проверка очень дешевая – расходы лишь на почтовые услуги, замечает гендиректор юркомпании “Налоговая помощь” Сергей Шаповалов. Инспектора запрашивают по почте необходимые документы у контрагента или налоговой инспекции, где он зарегистрирован. Этот метод недостаточно эффективен и часто нарушается: штраф за непредоставленный документ – 50 руб., отмечает он. Но выездная проверка – дорогое удовольствие и длительная процедура, которая может занять более года: одновременно проверить тысячи контрагентов для налоговых органов будет крайне затруднительно, считает руководитель группы налоговых споров “ФБК-Право” Галина Акчурина.

Это уже тотальный контроль, недовольна глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина, но 180 000 штата ФНС на него не хватит. Выездные проверки вряд ли станут повсеместными, считает эксперт по налогам юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Вадим Зарипов. Налоговики будут проверять в основном сомнительных контрагентов, что поможет борьбе с фирмами-однодневками, считает гендиректор “Русполимета” Александр Конюхов. Критериями отбора таких цепочек для проверки могут быть, например, несоответствие расходов и доходов по контрактам, высокие вычеты по НДС, сделки без деловой цели, считает Годзданкер.

“Сейчас мы вынуждены проверять добросовестность контрагента самостоятельно, иначе отвечать за него придется нам”, – говорит главбух завода ВМС Галина Земскова. Станет невыгодно сотрудничать с крупнейшими налогоплательщиками, если налоговики будут слишком часто проверять их партнеров, обеспокоена она. Подавляющее большинство выездных проверок заканчиваются доначислением, напоминает Шаповалов.