В Metro бесплатно

Сеть Metro готова бесплатно запустить в свои магазины всех местных производителей/ В. Волков

В конце июля губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил, что добьется отмены торгсетями входных бонусов для местных производителей и сокращения 20-дневной отсрочки платежей за поставленный товар. “Такие сети все больше будут испытывать трудности, в том числе и административного характера”, – пригрозил Шанцев. У Шанцева есть мощные рычаги давления на сети – все проверяющие и надзорные органы областного подчинения, говорит гендиректор компании “Мясновъ” (сеть магазинов “Мясновъ” и “Отдохни”) Владлен Альтшуллер.

В Metro прислушались к словам губернатора, и 22 августа на открытии второго торгового центра в Нижнем Новгороде гендиректор “Metro Cash & Carry (Россия)” Андреа Мартинелли объявил, что с этого дня российские сельхозпроизводители смогут “войти” в местные центры Metro бесплатно. Для компании потеря будет небольшой, сообщил Мартинелли “Ведомостям”, отказавшись назвать конкретную цифру. По данным компании, доля нижегородских продовольственных товаров в ее нижегородских центрах составляет 16%.

Правда, поставщики о решении Metro еще не знают. Один из руководителей нижегородского филиала компании “Продо” (владеет свинокомплексом “Ильиногорский”, Дивеевским мясокомбинатом, Линдовской птицефабрикой в Нижегородской области) утверждает, что входные бонусы в Metro пока не отменены. По его данным, “Продо” ежемесячно платит Metro Cash & Carry в виде бонусов более 75 000 руб., а также внесла вступительный взнос более 140 000 руб. и 342 000 руб. заплатила к годовщине открытия первого центра. Для сравнения: сети “Ашан” “Продо” ежегодно платит лишь 112 000 руб. в так называемый маркетинговый бюджет. Условия у Metro очень жесткие, это влияет на доходность в целом по контракту, сетует представитель “Продо”. Финансовый директор ОАО “Городецкий хлеб” Михаил Федосеев, узнав от “Ведомостей” об отмене входных бонусов, сообщил, что хлебозавод в ближайшее время планирует начать переговоры с Metro о поставке в торгцентр городецких пряников. Пресс-секретарь “Metro Cash & Carry (Россия)” Оксана Токарева поясняет, что компания физически не может пересмотреть контракты на отмену входных бонусов со всеми поставщиками сразу – в каждом регионе у нее более 3000 поставщиков. Она обещает, что до конца года Metro отменит входные бонусы для местных сельхозпроизводителей во всех 23 регионах, где открыты магазины сети.

Metro оказалась не первой розничной сетью, которую Шанцев убедил отменить плату за вход. Входные бонусы в нижегородской сети “Райцентр” (35 магазинов) были отменены еще в конце 2006 г., когда стартовала акция “Покупай нижегородское”, сообщил “Ведомостям” директор сети Аркадий Шемагин. По словам владельца “Калинки” (14 магазинов) Александра Степанова, его сеть отменила входные бонусы для нижегородских производителей в начале 2007 г., что привело к снижению доходности компании на несколько процентов. “Сейчас все крупнейшие сети, в том числе и Х5, ведут консультации с ФАС о возможности предоставления преференций местным сельхозпроизводителям”, – уточняет директор по коммуникациям Х5 Retail Group (управляет сетями “Пятерочка” и “Перекресток”) Геннадий Фролов.

Поддержка местных производителей может обернуться для сетей нарушением закона о конкуренции, потому что создаются неравные условия для поставщиков розничных сетей, предупреждает чиновник ФАС. “ФАС изучит, какие были подписаны соглашения между поставщиками и сетью, и оценит, есть ли нарушение закона”, – обещает чиновник. А директор по корпоративным вопросам российского офиса Bunge Кирилл Болматов опасается, что отмена входных билетов для местных производителей обернется дополнительными расходами для федеральных игроков: сети могут компенсировать свои затраты за их счет, увеличив для них плату за вход. По мнению Болматова, льготы только для “своих” могут стать межрегиональными торговыми барьерами для поставщиков из соседних областей.