Опасная фамилия


Первая тройка будет утверждена на съезде СПС в середине сентября. В нее войдут с большой долей вероятности два лидера – нынешний, Никита Белых, и бывший – член федерального политсовета Борис Немцов. Нешуточная борьба разгорелась за третье место. На него претендовали несколько партийных кандидатов, рассказал источник в политсовете: обсуждались научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, его дочь Ирина Ясина, президент банка “Российская финансовая корпорация” Андрей Нечаев, депутат Госдумы Владимир Рыжков, дочь директора Института экономики переходного периода, экс-премьера Егора Гайдара, лидер движения “Да” Мария Гайдар. Делали предложение телерадиоведущей Светлане Сорокиной, но она отказалась, обсуждалась идея привлечь актрису Чулпан Хаматову.

Большинство руководителей партии не против участия Маши, рассказывает партиец: кроме отца идею ее включения поддерживают председатель партии Никита Белых, его зам Леонид Гозман, не против неформальный лидер СПС председатель правления РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс. Оппонентами выступили Немцов и начальник штаба Антон Баков. Немцов отказался от комментариев, лишь подтвердив, что фамилия Гайдар фигурирует в шорт-листе.

“Я поставил условие: если Маша будет в тройке, уйду с должности начальника штаба, – категоричен Баков. – У меня нет претензий к Марии, но она ровесница моей дочери, и у нее недостаточно заслуг, кроме известной фамилии отца, чтобы войти в тройку, которая должна формироваться из людей авторитетных, способных принести голоса”.

“Моя кандидатура – основной рассматриваемый вариант”, – настаивает Мария Гайдар. Она рассказывает, что ее фамилия возникла по итогам интернет-опросов и данных фокус-групп (исследование курировал Гозман), показавших результат в ее пользу, кроме того, ее кандидатуру выдвинули порядка восьми региональных отделений.

В течение года на региональных выборах Баков использовал тактику работы с избирателями-пенсионерами, продвигая проект “Достройка капитализма” и выступая с идеей повышения пенсий, но появление Гайдар ломает эту концепцию, тройка станет резонансной, перспективы СПС на выборах неоднозначны, рассуждает замгендиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.

Проблемы не существует, спорит с оппонентами Мария Гайдар: голосующих за СПС не должны пугать такие вещи, как фамилия Гайдар. Легче всего включить в тройку [лидера КПРФ Геннадия] Зюганова, тогда с левым электоратом будет удобно работать, иронизирует она, “наша задача – продвигать демократические ценности, важные для наших избирателей”. Для Маши цель не карьера, а возможность быть услышанной, донести либеральные ценности.

Правые вполне могут утвердить Гайдар, соглашается Бадовский: такая тройка устроит Кремль, у которого вызывали раздражение эксперимент СПС с пенсионерами и идея включить в тройку оппозиционера Рыжкова.