Шанс от Бойко


Олег Бойко оказался в инвалидном кресле 10 лет назад. С тех пор, рассказал бизнесмен “Ведомостям”, он посвящает личное время поиску инновационных технологий, облегчающих жизнь инвалидам. В 1998 г. Бойко начал финансировать изобретение петербургского энтузиаста, доцента кафедры колесных и гусеничных машин Петербургского политехнического университета Александра Элизова – коляску-робот “Кенгуру”, способную шагать вверх и вниз по лестницам и поднимать сидящего в вертикальное положение. А в 2003 г. бизнесмен познакомился с немецким инженером Штефаном Липпертом, придумавшим модель трехколесного скутера для людей, которым трудно передвигаться самостоятельно. На разработку серийного образца ушло четыре года, в январе 2007 г. Бойко основал в немецком Штутгарте инжиниринговую компанию Switch Mobility: он – ее основой акционер, рассказал “Ведомостям” Липперт, ставший согласно немецкому регистру юрлиц управляющим и младшим акционером этой компании.

По словам Липперта, в Switch Mobility инвестировано $10 млн. Бойко добавляет, что потратит еще примерно такую же сумму на развитие проекта в течение 10 лет. В сентябре этого года Switch Mobility покажет скутер на выставке транспортных технологий во Франкфурте, а потом начнет серийное производство. Липперт говорит, что у компании есть заказ на небольшую партию от дистрибуторов в Европе и США. Мощность фабрики в Штутгарте – 20 000 скутеров в год. “Но первые несколько лет мы будем выпускать их на заказ”, – отмечает Липперт. “Потенциальный объем продаж – не менее $1 млрд, ведь скутеры нужны не только инвалидам, но и пожилым людям, число которых в Европе стремительно растет”, – полагает он. Американское маркетинговое агентство WinterGreen Research оценивает мировой объем продаж колясок с электромотором в 2005 г. в $3,5 млрд, прогноз продаж таких колясок и скутеров на 2012 г. – до $7,4 млрд.

Продавать скутеры Бойко рассчитывает и в России: в следующем году он планирует наладить здесь оптовые и розничные продажи через дочернюю фирму. “Правда, прежде постараемся удешевить их хотя бы до $1500–2000”, – замечает бизнесмен. Некоторое количество скутеров он обещает раздать бесплатно. В прайс-листе на сайте Switch Mobility стоимость скутеров колеблется от 4900 до 9500 евро.

Над шагающей по лестницам коляской “Кенгуру” работает конструкторское бюро из 25 человек в Петербурге, над ее менее дорогим вариантом – группа инженеров в Канаде, а отдельные детали уже начала производить по заказу Бойко японская компания Garmonic Drive.

Оценить “Кенгуру” Бойко затруднился. Разработка этого устройства заняла у Элизова почти 20 лет. “В ней 11 электромоторов, 14 микропроцессоров, все это управляется бортовым компьютером Су-25. Она может выполнять 12 функций, передвигаться по любым неровным поверхностям и поднимать сидящего в вертикальное положение без ущерба для здоровья”, – рассказывает изобретатель.

В мире есть менее функциональный (выполняет пять задач) аналог такого устройства – коляска Ibot, права на производство и продажу которой принадлежат корпорации Johnson & Johnson. На сайте Ibot сообщается, что по американскому законодательству ее можно продавать только на территории США. Розничная стоимость устройства – $29 000, но треть субсидирует американское правительство. “Наша “Кенгуру” будет стоить не меньше – она слишком сложна в исполнении. Сейчас мы работаем над упрощенными вариантами, но они вряд ли будут стоить дешевле скутеров”, – отмечает Элизов.

По данным Росстата, на 1 января 2006 г. в России было 12,55 млн инвалидов. Элизов говорит, что из них на людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приходится 4,5%, т. е. более 0,5 млн. “Предложение комфортных колясок на российском рынке серьезно ограниченно. На такие кресла и скутеры будет колоссальный спрос, если появится возможность продавать их хотя бы в кредит”, – отмечает пресс-секретарь Европейского медицинского центра Анастасия Карпова.