Швейцария – за Menatep


Group Menatep Limited (GML) контролирует 60,05% акций ЮКОСа. Крупнейшим акционером GML был Михаил Ходорковский, контролировавший 59,5% ее акций. В декабре 2004 г. этот пакет перешел к другому совладельцу группы – Леониду Невзлину. ЮКОС признан банкротом в августе 2006 г. Требования кредиторов ЮКОСа, включенные в реестр, – 709,2 млрд руб. Все имущество ЮКОСа распродано, сумма полученных от его продажи средств – порядка 860 млрд руб.

Генеральная прокуратура Швейцарии разблокировала счета в швейцарских банках на сумму 200–300 млн франков ($250 млн), связанные с GML, сообщил в пятницу Reuters со ссылкой на федерального прокурора министерства юстиции Швейцарии Марию Шнебли. Решение последовало после того, как в четверг Верховный суд Швейцарии запретил швейцарским правоохранительным органам предоставлять российской Генпрокуратуре банковские документы, содержащие информацию относительно компаний и лиц, связанных с GML. В постановлении суда, на которое ссылается Reuters, говорится, что правовая помощь Москве оказана не будет, поскольку “процесс [в отношении ЮКОСа] инициирован для устранения явных или потенциальных политических соперников”. Разбирательство в суде было инициировано по обращению шести истцов, имена которых суд не раскрывает. Отказался сообщить их “Ведомостям” и представитель GML Тим Осборн.

Швейцарская прокуратура арестовала счета более десятка компаний и нескольких физических лиц, которых российская Генпрокуратура подозревала в причастности к уголовным делам, связанным с GML и ЮКОСом, в марте 2004 г. Общая сумма арестованных активов составила $5 млрд. Среди них были счета пенсионного фонда ЮКОСа Veteran Petroleum, личные счета совладельцев GML Михаила Брудно, Михаила Ходорковского, Леонида Невзлина и Платона Лебедева, а также члена правления ЮКОСа Александра Темерко. Генпрокуратура тогда заявляла, что эти деньги были получены незаконным путем, в том числе от сделок по продаже нефти. В июне 2004 г. Верховный суд Швейцарии снял арест с большинства активов, заявив, что прокуратура основывалась на недостаточных доказательствах, полученных от российских властей. В январе прошлого года этот же суд решил заблокировать передачу документов швейцарских банков в Россию для расследования по делу ЮКОСа на основании того, что Москва направила недостаточно информации для обоснования своего запроса. То решение было предварительным, говорит Осборн: позднее Генпрокуратура предоставила суду дополнительную информацию, после чего последовало окончательное решение суда, утверждает он. “$250 млн были последней суммой на счетах, связанных с GML. Это полная победа GML. На этом деле можно поставить точку”, – радуется собеседник “Ведомостей”.

Решение Верховного суда Швейцарии является окончательным и сделать что-то еще, чтобы получить доступ к документам и денежным средствам, уже невозможно, сказал “Ведомостям” сотрудник органов прокуратуры. Это подтверждает юрист фирмы “ЮСТ” Артем Кукин: обжаловать решение Верховного суда в Швейцарии невозможно.

Получить комментарии совладельцев GML не удалось.