Планируют, а не складируют


Пока что качественный складской сегмент в Нижнем Новгороде представлен всего несколькими объектами. Среди них: комплекс площадью 10 000 кв. м дистрибуторской компании “Алиди”, 5000 кв. м реконструированных площадей холдинговой компании “Логопром” и ряд терминалов, построенных для собственных нужд производственными и оптовыми компаниями, такими, как “Вимм-Билль-Данн”, Coca-Cola, “Нижфарм”, “Сладкая жизнь” и др.

По словам Романа Трушина, менеджера Центра коммерческой недвижимости (ЦКН), все остальные склады делятся на теплые и холодные, дефицита складских площадей старого образца в городе нет. А вот потребность в качественных складских площадях эксперты оценивают в 300 000–400 000 кв. м. Эту потребность, говорит Трушин, формируют в первую очередь ритейлеры и дистрибуторы. Приход в город крупных федеральных продуктовых сетей усиливает спрос.

Строительство современных складских комплексов начали оптовые компании ВКТ (“Вкус, качество, традиции”) и “Энко”. ВКТ строит логистический центр в 5 км от Нижнего Новгорода на участке в 19 га. Ирина Щукина, директор по логистике компании ВКТ, рассказала, что ввод первой очереди (20 000 кв. м) намечен на III квартал 2008 г. Первую очередь компания планирует полностью использовать для собственных нужд. Удовлетворив свои насущные потребности, ВКТ намерена построить еще 40 000–60 000 кв. м складских площадей для сдачи в аренду.

“Энко” в ближайшее время начнет строительство складского комплекса в Московском районе Нижнего Новгорода на территории бывшего завода. Исполнительный директор компании Виктор Домащук сообщил, что “Энко” планирует инвестировать в логистический комплекс более 100 млн руб. Ввод первой очереди площадью более 20 000 кв. м намечен на 2008 г. Предполагаемая площадь всего комплекса – около 33 000 кв. м. Примерно треть из них компания, являющаяся оптовым поставщиком напольных материалов, планирует использовать для собственных нужд, остальные – сдавать. Однако Надежда Данилова, менеджер риэлторской компании “Адрес”, оказывающей “Энко” услуги по продаже и аренде будущих площадей, говорит, что желающих купить эти площади гораздо больше, чем готовых арендовать.

Обещает пополнить парк качественных площадей Нижнего и ХК “Логопром”, но не за счет нового строительства, а за счет реконструкции имеющегося комплекса. Общая площадь реконструированных и доведенных до класса А площадей этой компании составит 50 000 кв. м.

С учетом реализации заявленных проектов, подсчитали эксперты, уже в 2008 г. количество складов класса А в Нижнем возрастет примерно в четыре раза, однако до полного удовлетворения имеющихся потребностей недостаточен и десятикратный рост.

Заявленные, но еще не начатые проекты обещают существенно пополнить парк качественных складских площадей. В первую очередь это планируемое строительство мультимодального комплекса класса А площадью около 50 000 кв. м в районе нижегородского аэропорта. Правительство Нижегородской области нашло для этого проекта стратегического инвестора – немецкую компанию Garbe World Cargo Center (входит в Garbe Group), которая готова инвестировать в проект более 1,4 млрд руб.

Компания “Тезаурус НН” (входящая в логистическую сеть “Литер”) планирует строительство логистического комплекса площадью 26 000 кв. м в Автозаводском районе, в поселке Доскино. В строительство и оборудование предположительно будет инвестировано около 4,8 млрд руб.

Нижегородская компания “Дельта капитал” получила одобрение инвестсовета при губернаторе на строительство логистического комплекса на трассе Москва – Казань.

Компания “Алиди” планирует построить в Кстовском районе рядом с существующим терминалом еще около 40 000 кв. м складских площадей.

IKEA приобрела в этом же районе 170 га земли для строительства логистического комплекса, но, по предварительной информации, он будет использоваться для собственных нужд компании.

Опять же в Кстовском районе, на трассе Нижний Новгород – Казань, на территории бывшей птицефабрики управляющая компания “Кстовский индустриальный парк” планирует строительство индустриально-логистического парка. На его территории будут размещены пять складов площадью 7500 кв. м каждый.

Обилие проектов, говорит Татьяна Романчева, директор Нижегородского центра научной экспертизы, свидетельствует об интересе к складской недвижимости как местных, так и внешних инвесторов. Однако, предостерегает она, близость Москвы делает эти проекты довольно рискованными. У ритейлеров, которые, как предполагается, станут основными клиентами строящихся терминалов, всегда есть возможность доставить товар из Москвы в течение дня. Для того чтобы эти проекты стали успешными, необходимо, считает Романчева, ориентироваться на импорт – привлекая в область зарубежные товары и растаможивая их на месте. Трушин называет еще одним препятствием для развития складской недвижимости в регионе плохое состояние дорог и постоянные пробки на главных магистралях Нижнего Новгорода.