“Системе” прибавят прав


Сегодня состоится собрание акционеров “Связьинвеста”, один из вопросов повестки – утверждение устава в новой редакции. По словам директора по внешним коммуникациям “Связьинвеста” Олега Михайлова, “Комстар-ОТС” предложил вынести его на собрание акционеров еще в феврале, а затем направил проект документа в Минэкономразвития (МЭРТ), Росимущество и Мининформсвязи. Директор по связям с общественностью АФК “Система” Ирина Потехина уточняет, что “Комстар” отозвал свой вариант устава еще весной, согласившись с редакцией, предложенной Росимуществом и МЭРТ.

Но в прошлую пятницу согласительная комиссия с участием представителей трех ведомств рекомендовала представителям государства голосовать против новой редакции устава. Это было сделано, “чтобы избежать юридической коллизии”, объясняет источник в Мининформсвязи. “Сначала “Комстар” разослал акционерам свой вариант устава, а потом на его основе Росимущество подготовило новую версию, в которую внесло предложения всех трех профильных ведомств, – рассказывает он. – Но на согласительном совещании было решено, что выносить эту редакцию на собрание акционеров нельзя: ее необходимо было разослать всем акционерам, иначе решение собрания может быть признано незаконным”. Чиновники решили, что следует созвать еще одно, внеочередное собрание акционеров “Связьинвеста” и вынести на него новый проект устава, согласованный всеми ведомствами, говорит источник в Мининформсвязи.

Официальный представитель Росимущества Дмитрий Никитенко не ответил на официальный запрос “Ведомостей”. Замначальника департамента Минэкономразвития Дмитрий Кононов воздержался от комментариев, отметив, что получит директивы только сегодня перед собранием.

Вынесенная на сегодняшнее собрание версия устава, имеющаяся в распоряжении “Ведомостей”, предусматривает расширение прав миноритарного акционера. В частности, предполагается, что совет “Связьинвеста” принимает решения о крупных сделках большинством в 75% голосов, одобряет сделки “дочек” холдинга на сумму от 10 млн руб., утверждает их годовые бюджеты и инвестпрограммы и т. п. Многие из этих предложений уже реализованы в уставах других компаний, подконтрольных государству (см. врез).

Вариант устава, который может быть рассмотрен на следующем собрании, Мининформсвязи направило в МЭРТ в июле (копия есть у “Ведомостей”). В нем сохранено большинство норм действующего устава – в частности, крупные сделки совет одобряет простым большинством. Правда, заверяет источник в Мининформсвязи, впоследствии ведомство согласилось с необходимостью одобрять большинство сделок тремя четвертями голосов. “Когда мы получим вариант новой редакции устава “Связьинвеста”, согласованный всеми тремя профильными ведомствами, тогда мы сможем высказать свою позицию по нему”, – говорит Потехина.

“В свое время миноритарии РАО ЕЭС были встревожены, что активы могут выводиться из компании, тогда [председатель правления РАО] Анатолий Чубайс согласился, чтобы все сделки “дочек” свыше $1 млн выносилиcь на совет директоров материнской компании, – напоминает управляющий директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов. – С точки зрения защиты прав миноритариев, расширение прав миноритариев и контроля за “дочками” – вполне разумное требование, которое не является чем-то необычным для российских компаний <...> Это инструмент работы с контрольным акционером”.

Еще в 2005 г. тогдашний владелец 25% плюс 1 акция “Связьинвеста” – Access Industries предлагала внести в устав холдинга поправки, схожие с теми, что поддерживает “Система”, напоминает аналитик Standard & Poor’s Олег Швырков. У государства было опасение, что если расширить права миноритариев, то это снизит ценность госпакета. “Но мы заняли обратную позицию: именно при действующем уставе существуют серьезные риски снижения стоимости для всех акционеров холдинга и его “дочек”, – отмечает Швырков. “Возможность действовать единолично ценна лишь для акционера, который нацелен действовать исключительно в собственных интересах, выводить из холдинга активы, – отмечает он. – Для акционера, который нацелен на создание стоимости, необходимость согласовывать решения с другими совладельцами не является обузой”.