Джентльмены без блондинок


По случаю торжества фестивальный директор Марко Мюллер усадил на vip-места за праздничным столом звезд мировой режиссуры, тем самым словно бы настаивая на главенствующей роли режиссера в актуальном кино.

Без голливудских celebrities, само собой, “Мостра-2007” не обойдется, их ждут с нетерпением и вожделением, однако почетного “Золотого льва” за выдающиеся заслуги перед мировым киноискусством вручат именно режиссеру – американцу Тиму Бёртону, и “Золотой лев” в честь фестивального юбилея тоже предназначен режиссеру – итальянцу Бернардо Бертолуччи. Жюри главного конкурса составлено сплошь из режиссеров с громкими именами: за председателя тут китаец Чжан Имоу, а в интернациональной судейской бригаде – француженка Катрин Брейя, голландец Пол Верхувен, новозеландка Джейн Кемпион, мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту и др. Само собой, хватает режиссерских имен с большой буквы и среди авторов фильмов-конкурсантов: от Кена Лоуча и Питера Гринуэя до Брайна де Пальмы и Никиты Михалкова.

Еще в июне, получая на “Кинотавре” приз за вклад в дело популяризации российского кино, Мюллер пообещал, что в этом году как минимум три наши картины будут приглашены в Венецию. Он не только сдержал слово, но даже перевыполнил план: компанию фильму Михалкова “12” составили “Груз 200” Алексея Балабанова, “Отрыв” Александра Миндадзе и короткометражные “Люди из камня” Леонида Рыбакова.

Бескомпромиссную драму Балабанова покажут в рамках “Венецианских дней”, причем “Груз” стал первым фильмом, получившим приглашение в эту престижную внеконкурсную программу. По-своему не менее радикальный первый режиссерский опыт известного сценариста Миндадзе включили в “Неделю критики” – с правом претендовать на приз за лучший дебют. “Люди из камня” поборются за победу в конкурсе короткого метра.

Ну а за главной венецианской наградой на Лидо приедет судебная драма “12”, где присяжные заседатели в течение трех без малого часов экранного времени решают в закрытом школьном физкультурном зале судьбу чеченского мальчика, обвиняемого в убийстве своего приемного отца – русского офицера.

“12” можно было бы назвать ремейком классического американского фильма Сидни Люмета полувековой давности “12 разгневанных мужчин”, однако создатели русской версии, насколько известно, сознательно воздержались от покупки прав на перелицовку, поскольку считают “12” оригинальной историей, лишь вдохновленной американским первоисточником. Как бы там ни было, один золотой венецианский царь зверей в личной коллекции режиссера Михалкова уже есть, и он был получен за “Ургу” уже сравнительно давно – в 1991 г. Пора бы повторить успех.

Недоброжелатели, которых у автора “12” в избытке, уверены, что он чуть ли не заручился призовыми гарантиями фестивальной дирекции (разумеется, речь про самый главный приз: взявшему когда-то золото смешно мечтать о серебре). Желая подтвердить свою правоту, они со значением указывают на сверхвыгодный день конкурсного показа “12” – под самый занавес. Выстраивают хитрые схемы связей Михалкова и его компании “ТРИТЭ” с тем или иным членом жюри и т. д.

Непримиримых михалковских оппонентов среди судей, наоборот, нет. Тогда как в прошлом году – а Никита Сергеевич, не исключено, мог бы успеть с этим фильмом и к прошлогодней “Мостре” – судьями верховодила своевольная Катрин Денев, которая, как известно, немало постаралась в Каннах-94, чтоб победило “Криминальное чтиво” Квентина Тарантино, а не “Утомленные солнцем”.

С той поры, однако, Тарантино посетил ММКФ, был прощен и принят президентом Михалковым как дорогой гость и чуть ли не друг. Вот и сейчас они встретятся в Венеции: один – как конкурсант, другой – как составитель программы спагетти-вестернов. Их подадут в качестве угощения на юбилейном пиру, который завершится 8 сентября горячим блюдом в исполнении дебютанта Алекси Тана – фильмом “Кровные братья” китайско-тайваньского происхождения.

А начало всему сегодня положит “Искупление” британца Джо Райта по мотивам одноименного романа Иэна Макьюэна. Как следует из официальных слов руководителей фестиваля, эти уважаемые люди сочли работу Райта совершенно уникальной со всех точек зрения – от эмоциональной до визуальной. Можно ли им верить в этом вопросе, а значит, и в остальных – станет ясно совсем скоро.