ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА: Пришло время действовать


До окончания существования РАО “ЕЭС России” осталось меньше года. Правительство России и руководство компании, которая должна прекратить свое существование 1 июля 2008 г., полны решимости довести до конца реформу отрасли – одну из самых масштабных как с точки зрения мирового опыта, так и с точки зрения ее важности для дальнейшего развития экономики страны.

После сокращения объемов производимой электроэнергии в конце 1990-х уровень энергопотребления в стране с 2000 по 2005 г. увеличивался ежегодно в среднем на 1,7%, а в 2006 г. рост составил 4,2%. Однако, несмотря на то, что объемы производства также постоянно наращиваются и в настоящее время производимой электроэнергии достаточно, резерв мощностей очень мал.

В связи с этим также ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Россия уже к 2010 г. не сможет удовлетворить ожидаемый внутренний спрос на электроэнергию без масштабных капиталовложений как со стороны российских, так и прежде всего внешних инвесторов. По оценкам Международного энергетического агентства (IEA), совокупный объем инвестиций, в которых нуждается отрасль до 2030 г., составляет $263 млрд. При этом около $119 млрд необходимо привлечь уже в течение ближайших пяти лет. Ожидается, что основная доля этих средств будет привлечена через IPO и кредитные займы генерирующих компаний.

Несмотря на увеличивающийся спрос на электроэнергию и динамичное развитие российской экономики, уровень капиталовложений в энергетический сектор страны пока не столь велик, как можно было бы ожидать. Ключом к успеху реформы отрасли, направленной на привлечение частных инвестиций, прежде всего является создание эффективных рыночных механизмов и регулятивной системы, обеспечивающей их функционирование согласно четким правилам, основанным на принципах прозрачности и конкурентности.

Важнейшим фактором, определяющим инвестиционную привлекательность отрасли, будет являться рыночное формирование тарифов на электроэнергию, которые пока остаются ниже международного уровня, а также уровня, необходимого для обеспечения приемлемого дохода на связанные с риском капиталовложения. Необходимо отметить, что до президентских выборов 2008 г. доля либерализованного рынка электроэнергии останется незначительной, тогда как к 2011 г. она должна составить 100%. Хорошим сигналом рынку и инвесторам стало бы создание независимого регулирующего органа – это особенно важно с учетом того, что само государство также будет участником рассматриваемого рынка.

Правительство РФ уже предприняло ряд мер, облегчающих доступ иностранных компаний в российский энергетический сектор и направленных на улучшение инвестиционного климата в стране в целом. Однако, поскольку в других отраслях опыт западных компаний в отношении инвестирования в российскую экономику не всегда был позитивным, многим иностранным игрокам приходится искать ответ на вопрос, стоит ли им осуществлять инвестиции в российскую энергетику.

Одним из способов поиска ответа на этот вопрос является использование традиционных методов прогнозирования различных сценариев развития рынка, учитывающих все инвестиционные риски и возможные последствия. Другой подход предполагает, что решения принимаются исходя из неизбежности изменений и с учетом возможностей компании оперативно прореагировать на них в будущем. Однако ни один из этих подходов не предоставляет полной гарантии успеха. Иностранным компаниям может потребоваться разработка новой структуры, которая позволит эффективно конкурировать не только сегодня, но и реагировать на различные события в будущем.

Некоторые иностранные компании нашли приемлемые для себя решения и видят большие возможности в данной отрасли. Например, немецкий энергетический гигант E.On уже закрепился на российском рынке после того, как стал миноритарным акционером “Газпрома”. Многие аналитики считают, что E.On мог бы не только развивать свои собственные инвестиционные проекты, но и работать вместе с “Газпромом” по мере того, как эта российская компания будет расширять свое присутствие на рынке электроэнергии.

Итальянская компания Enel также недавно подписала с Российским федеральным агентством по атомной энергии меморандум о намерениях по развитию энергетического сектора и атомной генерации в России, Центральной и Восточной Европе.

Вместе с тем хотя E.On и Enel уже приобрели доли в РАО “ЕЭС России” и региональных энергетических компаниях, другие международные участники рынка, заявив о своем интересе, пока ожидают результатов первого этапа приватизации или же рассматривают возможность партнерства с одним из местных игроков.

Несмотря на то что в российский энергетический сектор до сих пор в основном осуществляли капиталовложения зарубежные корпоративные инвесторы, нельзя не учитывать и инвестиции международных кредитных организаций. Так, с учетом недавно принятого решения о предоставлении $249 млн на восстановление некоторых из важнейших волжских гидроэлектростанций общий объем инвестиций Европейского банка реконструкции и развития в энергетический сектор России приближается к $1,3 млрд.

Как показывает мировой и российский опыт, при приватизации крупных активов всегда существует риск того, что все пойдет не так, как запланировано. Международные инвесторы нередко не желают участвовать в первом раунде продажи активов и готовы уступить участие в них местным игрокам. По мере того как РАО ЕЭС будет менять свою структуру, создавая новые компании, главное, что ожидается от правительства, – соблюдать четкие правила игры при передаче активов и быть объективным регулятором, не идущим на поводу у политических интересов. Дополнительный риск возникает прежде всего в связи с возможностью государства, в случае если оно останется крупным производителем электроэнергии, влиять на цены и тарифы, тем самым нарушая условия функционирования рынка, который оно само и пыталось создать.

Безусловно, остается огромное количество вопросов, которые касаются как регулятивных, так и юридических аспектов, которые еще предстоит решить в рамках реформирования отрасли. Но, подводя итог, можно отметить, что программа реформирования российской энергетики обеспечивает иностранным инвесторам широкие возможности выхода на этот рынок, в том числе посредством участия в IPO и с помощью других форм прямых инвестиций, а также через облигационные займы.

Правительство РФ и РАО “ЕЭС России” занимают правильную позицию в отношении проведения реформы, предусматривающую приватизацию отрасли с помощью привлечения зарубежного и отечественного капитала. Все ожидают от них успешного завершения начатых процессов, ведь значительный путь уже пройден, а потенциальные выгоды для экономики страны и инвесторов слишком велики, чтобы сейчас повернуть назад. Главным критерием успеха проведенной реформы и залогом дальнейшего развития отрасли станут готовность и желание инвесторов вкладывать в нее деньги. Теперь слово за ними.