Финансовая грамота


Сейчас 49% граждан хранят сбережения под матрасом, пластиковыми карточками пользуются 25%, а 62% считают финансовые услуги сложными и непонятными, говорится в концепции. Но интерес к финансовым услугам есть: 33% готовы вкладывать деньги в банки и покупать акции отечественных компаний.

Обучение граждан правильно распоряжаться собственными деньгами будет стоить $100 млн: $90 млн выделит бюджет, $10 млн одолжит Всемирный банк (бюджет погасит заем в течение 15 лет).

На ликвидацию финансовой безграмотности Минфин отвел себе пять лет – с 2009 по 2014 г. Сначала чиновники поставят диагноз финансовой безграмотности населения, потратив $2 млн на проведение общероссийского опроса (см. таблицу), а также изучат, как с финансовой безграмотностью боролись в Великобритании, США, Сингапуре, Австралии и Южной Корее. Британия тратит на финобразование граждан $20 млн, фонды развития финграмотности есть в США, они поддерживают благотворительные программы в школах.

Самые большие статьи расходов – создание фонда финансирования инициатив региональных администраций, компаний и вузов ($42 млн) и поддержка образовательных спецпрограмм ($26 млн). Для борьбы с безграмотностью Минфин даже хочет учредить специальный Национальный комитет по вопросам грамотности, потратив на него $2 млн.

Собирается Минфин бороться и с безграмотными журналистами: чтобы “укрепить их потенциал”, государство выделит $4 млн.

Повышение квалификации журналистов – это требование Всемирного банка: СМИ должны давать гражданам квалифицированную информацию о рынке финансовых услуг, рассказал “Ведомостям” замминистра финансов Сергей Сторчак.

В ходе укрепления журналистского потенциала будут проведены семинары, на которых чиновники и финансисты расскажут корреспондентам, какие у государства есть цели и задачи по повышению финграмотности населения, отмечает замдиректора департамента Минфина Андрей Бокарев.

Основной инструмент повышения грамотности населения – фонд грантов. Эти деньги будут потрачены на образовательные ярмарки, создание интернет-ресурсов, учебники, толковые словари, говорит Сторчак. Основным каналом коммуникации с гражданами станет финансовый интернет-портал с региональными подразделами. Надзирать за ходом программы будет координационный совет, в который войдут представители министерств, банкиры, а реализацией проектов будет заниматься спецгруппа, членов которой отберет по конкурсу Минфин.

На каждый вложенный государством рубль банкиры готовы вложить 2–3 руб., уже формируется целевой фонд, в который три крупных банка перечислили “несколько миллионов рублей”, говорит депутат и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Государство сконцентрируется на обучении граждан, которые потенциально неинтересны бизнесу, говорит Бокарев: пенсионеры, жители отдаленных регионов, деревень, а банкиры могут и сами проводить образовательные программы с “целевой аудиторией”.

Непонятно, какие конкретные шаги предпримет государство для ликвидации безграмотности, говорит готовый принять участие в программе старший вице-президент “Уралсиба” Владимир Демченко. Проект выглядит масштабно, впечатлен экономист “Траста” Евгений Надоршин: за $2 млн можно провести не опрос, а всероссийскую перепись.

Очень сложно найти форму работы с населением, говорит член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев: человеку, который не собирается брать ипотечный кредит, неинтересно слушать про него. “Когда клиентам направляешь письменные рекомендации или советы – это читают 5%”, – отмечает Воробьев. Если комитет по делам грамотности будет аналогом наркомата просвещения с избами-читальнями, сельскими библиотеками, агитпоездами – это хорошая идея, говорит ректор Института образовательной политики “Эврика” Александр Адамский.