Очень личная коллекция


Коллекция русского искусства Ростроповича и Вишневской – собрание редкой цельности. О том, что знаменитая музыкальная чета покупает антиквариат, а Галина Вишневская – большой знаток и любитель русского фарфора, известно было давно, но сами владельцы свою коллекцию публично никогда не выставляли и не публиковали, поэтому истинное представление о ее масштабе и ценности аукционный каталог дает впервые.

Ростропович и Вишневская не делали из своего коллекционирования секрета, просто считали собирательство своим очень личным, даже интимным занятием. Они начали покупать предметы русского искусства сразу после вынужденного (и тогда казалось, что навсегда) отъезда с родины и пытались в эмиграции создать идеальный русский дом. “Вот висят эти картины – всегда перед глазами, они как хорошие знакомые, друзья, близкие тебе люди – ты их принимаешь как что-то свое, часть тебя”, – пишет Вишневская в каталоге. И ее слова о том, что “эти вещи хранят тепло наших рук и сердец”, не кажутся только фигурой речи.

Глядя на любую страницу каталога, на фотографию каждого лота, понимаешь, почему эта вещь была куплена. Все произведения и предметы – выдающихся художественных достоинств и достаточно скромные – отличаются характером, все связаны с отечественной дореволюционной историей, и во многих чувствуется нечто очень русское, трудно определимое, с одной стороны – вкус, с другой, как написала Вишневская, – “немножко варварства”.

В собрании живописи есть несколько музейного уровня вещей. Среди топ-лотов аукциона прекрасный портрет красавицы княгини Авроры Демидовой Карла Брюллова (эстимейт 800 000 – 1,2 млн фунтов стерлингов), эскиз к картине Александра Иванова “Явление Христа народу” (500 000 – 1 млн фунтов), портрет князя Феликса Юсупова – характерная работа Валентина Серова (800 000 – 1,5 млн фунтов), нежные “Первые шаги” Алексея Венецианова (500 000 – 1 млн фунтов). Из 22 работ Ильи Репина безусловную художественную ценность представляет портрет молодого Корнея Чуковского (300 000–500 000 фунтов).

Одно из самых значительных произведений собрания – “Лики России” Бориса Григорьева. Написанный в 1921 г. гротескный групповой портрет характерных представителей народа-богоносца должен занять в истории отечественной живописи ХХ в. заметное место (эстимейт 1–1,5 млн фунтов).

В собрании русского фарфора нет ваз-гигантов, которые могли бы побить рекорды прошлых аукционов. Но здесь в достатке исключительно ценимых коллекционерами предметов Императорского фарфорового завода времен Екатерины Великой и Николая I. Например, фрагменты “Орловского сервиза”, подаренного императрицей своему фавориту Григорию Орлову (350 000–550 000 фунтов). А также есть просто очень красивые, тонкие и нежные фарфоровые изделия.

Кроме дорогих лотов на торгах будут вещи, предварительно оцененные в одну – несколько тысяч фунтов, но тоже качественные. То, что Ростропович и Вишневская относились к своей коллекции эмоционально (“То, что не любишь, ты не покупаешь, зачем это нужно...” – пишет Вишневская) и не расценивали ее в качестве инвестиций, не значит, что они не были взыскательны к тому, что приобретали. Провенанс у всех лотов чистый. Многие произведения и предметы были куплены на аукционах, другие – после серьезных предварительных консультаций, да и сами музыканты стали настоящими знатоками русского искусства.