ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Как в Европе


В недавнем ДТП под Воронежем автобус, следовавший рейсом Нальчик – Москва, рухнул с откоса, погиб ребенок. В мае на той же трассе “Дон” и тоже недалеко от Воронежа грузовик, выйдя на встречку, унес жизни 15 пассажиров маршрутки. По предварительной версии, водитель заснул. Это наталкивает на размышления о ситуации с грузовыми и пассажирскими перевозками.

Лицензирование грузоперевозок, в том числе опасных грузов, было отменено в 2005 г. В пассажирском секторе под лицензирование теперь подпадает только перевозка автотранспортом, оборудованным для перевозки более восьми пассажиров. Закон не требует лицензирования перевозок пассажиров для так называемых собственных нужд, в том числе перевозки детей. Все это сделано ради развития среднего и малого бизнеса.

Но результатом этой меры стало то, что на сегодня не менее 80% рынка грузоперевозок находится в тени. А это значит, что фантастические суммы проходят мимо бюджета. Не менее печальна и другая сторона этой проблемы: угасание контроля над безопасностью перевозок. Как только отменили лицензирование, некому и незачем стало проводить медосмотр водителей, следить за режимом их труда и отдыха, проверять техническое состояние автомобилей. Не лучше и с перевозками пассажиров. Из почти 800 000 зарегистрированных в России автобусов половина работает без лицензий для собственных (корпоративных) нужд.

Водители, занимающиеся грузоперевозками вне легального, белого рынка, нарушают все мыслимые нормы, представляя реальную опасность для других участников дорожного движения. Их не волнует перегруз, разбивающий дороги, – они готовы платить дань, лишь бы доехать от пункта А до пункта Б. Многие, взяв в лизинг машину, стараются как можно быстрее отбить деньги, находясь за рулем по 20 часов и превращаясь в зомби. Такой “энерджайзер”, в конце концов, засыпает за рулем, улетая под откос, или сметает все на своем пути. Представьте себе 50-тонный автопоезд и 5 м капота перед водителем: это не самоубийца, это убийца. Водители же автобусов зачастую не имеют нужного стажа, не отдыхают перед рейсами, никого не волнует их физическое состояние, а на междугородных маршрутах они исповедуют тот же принцип, что и их грузовые коллеги: “Время – деньги”.

Как уменьшить риски для участников дорожного движения от такого дикого рынка и сделать его цивилизованным?

Есть смысл ввести систему патентования, когда владелец (физическое или юридическое лицо) покупает у ФНС патент на каждый автомобиль. Это выведет из тени огромный сектор нелегальных перевозок, так как сейчас проверить существование записанной в путевой лист фирмы “Рога и копыта” нет никакой возможности. База данных по патентам, переданная в Ространснадзор, сделает такой контроль действенным. Необходимо многократно увеличить ответственность грузоотправителя за перегруз транспортного средства, так как зачастую водитель не имеет возможности контролировать процесс загрузки. Наконец, необходимо федеральным законом обязать перевозчиков грузов и пассажиров иметь на автомобиле ограничитель скорости, а также тахограф, т. е. автоматическое бортовое техническое средство, предназначенное для непрерывной индикации и регистрации скорости движения, пробега, периодов труда и отдыха водителя. Как в Европе.