Тройка решает судьбу Косова


Консультации стартуют сегодня в Вене. В первый день переговоров члены тройки в составе представителей России, США и Евросоюза будут общаться между собой, а в пятницу начнутся непрямые переговоры с участием эмиссаров Белграда и Приштины.

Представитель России в тройке, посол по особым поручениям Александр Боцан-Харченко, рассказал журналистам перед началом переговоров в Вене, что задача международных посредников – подготовить базу для прямого диалога между сербами и косовскими албанцами. По его словам, любое решение, которое устроит Белград и Приштину, будет приемлемо для тройки и всего мирового сообщества.

Косово будет представлено на самом высоком уровне: в делегации косовских албанцев – президент Фатмир Сеждиу, спикер парламента Коле Бериша и премьер-министр Агим Чеку. В составе сербской делегации – министр по делам Косова Слободан Самараджич и министр иностранных дел Вук Йеремич. Это техническая делегация, поскольку в Белграде расценивают предстоящую встречу в столице Австрии как чисто консультационную.

Президент Сербии Борис Тадич и премьер-министр Воислав Коштуница отказались участвовать в первой встрече делегаций Белграда и Приштины с тройкой из-за того, что косовские албанцы не перестают говорить о скором провозглашении независимости.

Несколькими днями ранее Чеку заявил журналистам, что косовские албанцы планируют объявить о своей независимости от Сербии сразу же после завершения в декабре нынешнего раунда переговоров. По словам косовского премьера, Косово будет стабильным, если Запад быстро признает бывшую сербскую провинцию в качестве “нового европейского государства”. Коштуница, в свою очередь, публично заявил, что объявление независимости Косова – это “наихудший из возможных сценариев”.

Ранее СМИ сообщали о том, что у европейского представителя в тройке Вольфганга Ишингера был другой сценарий – разделить край на сербскую и албанскую части, что вызвало скандал в соседней Македонии, где проживает значительное албанское меньшинство. Позднее в интервью британской Guardian Ишингер опроверг эти слухи, сообщив, что никогда не высказывался за разделение Косова на сербскую и албанскую части, а его заявление по этому поводу “неправильно истолковали”.

“Начавшийся раунд переговоров может принести какие-либо результаты только в том случае, если будут приняты новые формы диалога и будет расширено его содержание, – полагает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Елена Гуськова. – Если удастся посадить за один стол и представителей сербов, и представителей косоваров, тогда можно ожидать какого-либо прогресса”.