Белая полоса для сотовых компаний


“Темпы роста, продемонстрированные “Вымпелкомом”, неожиданны: все ждали, что в этом году они начнут замедляться”, – признается Чернышев. А Богданов считает, что для операторов “большой тройки” сейчас вообще сложилась хорошая ситуация – на рынке нет ценовых войн, сети второго поколения уже построены и не требуют больших капвложений, а сети 3G операторы еще не начали строить (они только объявляют тендеры на поставку оборудования). Однако такая благоприятная ситуация продлится недолго: в следующем году сотовые операторы начнут инвестировать в 3G и вряд ли будут расти в 1,5 раза за год и быстрее, предупреждает Богданов. В 2007–2008 гг. МТС, “Вымпелком“ и “Мегафон“ обещают потратить на 3G по $300–350 млн.

Согласно консенсусному мнению аналитиков 10 инвесткомпаний, опрошенных “Интерфаксом” за день до публикации отчета “Вымпелкома”, его выручка должна была увеличиться на 50,2%, чистая прибыль – на 68%, а OIBDA – на 53,7%. На деле все эти показатели выросли более высокими темпами, а рентабельность по OIBDA составила 52,2% вместо ожидавшихся 51,3%. Свободный денежный поток “Вымпелкома” во II квартале составил $978 млн, увеличившись за полгода более чем вдвое.

По словам исполнительного вице-президента “Вымпелкома” Николая Прянишникова, одним из основных факторов, позволивших компании в очередной раз побить прогнозы рынка, стало увеличение показателей ARPU (средняя ежемесячная выручка от одного абонента) и MOU (среднемесячное количество минут разговора на одного абонента). Квартальная ARPU российских активных абонентов (т. е. совершавших платные транзакции в течение последних трех месяцев) увеличилась за год на 36,7%, а по сравнению с I кварталом – на 12,8% и составила $12,3. Показатель MOU вырос в России на 37% и 19,7% соответственно до 192,6 мин. “Трафик увеличился благодаря нашей маркетинговой активности – в частности, предложению скидок при звонках ночью и на три любимых номера”, – считает Прянишников. Руководитель аналитического управления “Уралсиба” Константин Чернышев добавляет, что на росте трафика сказался и сезонный фактор – летом люди больше звонят по мобильному.

Зримое влияние на общий рост операционных и финансовых показателей “Вымпелкома” начал оказывать и бизнес компании в других странах СНГ, продолжает Прянишников. Во II квартале на долю СНГ пришлось 70% подключений новых абонентов и 26% прироста консолидированной выручки, говорит он. Впрочем, замечает Чернышев, основным источником доходов по-прежнему остается Россия – она принесла “Вымпелкому” 84% всей выручки. “Несмотря на насыщенность, российский сотовый рынок еще несколько лет будет показывать двузначные цифры по финансовым темпам роста”, – уверен гендиректор “Вымпелкома” Александр Изосимов. По оценке ведущего аналитика “Тройки Диалог” Андрея Богданова, в выручке МТС на страны СНГ приходится 25%.

Скорее всего темпы роста замедлятся уже в III квартале, говорит Прянишников. С 1 июля 2006 г. в России все входящие звонки стали бесплатными, после чего операторы пересмотрели тарифы на исходящие, и их доходы выросли. “В III квартале сравнение результатов год к году будет не таким впечатляющим, как во II квартале”, – считает Прянишников.

Вчера на 20.42 МСК стоимость ADR на акции “Вымпелкома” выросла на 5% до $24,3 за бумагу, а бумаги МТС подорожали на 2,3% до $65,14.