Масло подорожает


“Наши трейдеры продержали семечку урожая-2006 до весны. В апреле они всё продали по 8,50 [руб. за 1 кг], а уже через 10 дней цена выросла до 9,50 [руб.]”, – вспоминает сотрудник крупной компании – производителя масла. Сейчас такие закупочные цены производители вспоминают с грустью. “Крупные игроки закупают семечку нового урожая по 12 000 руб за тонну, некоторые даже выставили цену в 13 000 руб.”, – говорит Сергей Козлов, директор по маркетингу W.J. Эти цифры подтверждает и директор по стратегическому планированию “Эфко” Владислав Романцев и экс-менеджер еще одной из крупных компаний – производителей масла. Последний ждет, что закупочная цена на семечку нового урожая может вырасти до 18–19 руб. за 1 кг. “Рынок подсолнечника лихорадит: 8000–9000 руб. за тонну – рекордный уровень стартовых цен, 12 000–12 500 руб. – это абсолютный рекорд”, – констатирует Андрей Сизов из “Совэкона”.

Фундаментальных причин для роста цены на подсолнечник несколько, говорит председатель наблюдательного совета “Астона” Вадим Викулов: развитие биоэнергетики требует все больше масличного сырья, увеличивается потребление масла в Юго-Восточной Азии, а в основных регионах-производителях в этом зерновом году подсолнечника выросло меньше прошлогоднего. Только Россия, по прогнозам, в этом году соберет примерно на 1 млн т подсолнечника меньше прошлогоднего, напоминает Козлов. Вчера к 18.30 МСК, по данным Reuters, ближайший фьючерс на подсолнечное масло на бирже Абу-Даби с поставкой CIF порт Роттердама стоил $1170 за тонну, в начале апреля – $730, а год назад – $670.

Платить за ажиотаж будут российские потребители. Если цена на подсолнечник выросла вдвое, сырое масло подорожает на товарных рынках как минимум на 50%, а бутилированное в рознице – на треть, подсчитывает Викулов. “Астон”, по его словам, августовские отгрузки закончил по 27 руб., в сентябре повысит цену на 5 руб. Но “Астон”, оговаривается он, пока торгует маслом из семечки прошлого урожая. С учетом закупочных цен на новую в 12 000 руб. за тонну отпускную цену придется повысить до 34 руб., а при 13 000 руб. – до 36 руб. “Сейчас средняя отпускная цена завода – 32–33 руб. за литровую бутылку. Еще весной столько бутылка стоила на полке”, – говорит Козлов. К октябрю, предполагает он, бутылка в рознице будет стоить 40–50 руб. Отпускная цена в 35–40 руб. с завода будет достигнута в ближайшее время, а 60–70 руб. в рознице “уже не фантастика”, предполагает экс-менеджер одной из крупных компаний – производителей масла. “Повышение цен на потребительском рынке будет беспрецедентным, даже крупные игроки вынуждены будут работать на пределе себестоимости. Мелкие будут вынуждены уйти с рынка”, – говорит Романцев.

“Розничная цена на масло у нас уже поднялась на 15% [в среднем по категории], закупочную поставщики подняли еще больше”, – говорит Анастасия Щукина, начальник службы по связям с общественностью сети “Копейка”. Сеть уже вынуждена была сократить ассортимент в пользу лидеров продаж, отмечает она.