Проект “Б”: Пловец и тренер


Обычно плавать нас учат молодые австралийцы, прирожденные пловцы, которые у себя дома с детства не вылезают из воды. Они недоуменно смотрят на тех, кто еле барахтается в бассейне. “Делай, как я!” – командуют они и через миг оказываются уже на противоположном конце дорожки.

Но плохих пловцов нужно учить тому, что у хороших получается само собой. Им нужно помочь преодолеть страх перед водой, освоить технику плавания. Умение делать что-то хорошо и умение этому учить – разные вещи.

То же касается пособий и книг об успехе в предпринимательстве. Многие из них – побочный продукт телешоу. Главная мысль: “Это может каждый!” Эта фраза даже вынесена в название двух книг. Я не знаю, умение или удача стали главной причиной успеха сети кофеен Coffee Republic, разностороннего предпринимателя Питера Джонса или медиамагната Феликса Денниса (это темы трех прочитанных мною книг). Не ведают этого и авторы. Обязаны вы своим успехом тяжелому труду или удаче, вы в любом случае легко – и ошибочно – сможете утверждать, что любому по плечу повторить ваш успех. Любой человек (если он Марк Спитц) может стать чемпионом по плаванию, и любой человек (если он купит выигрышный билет) может выиграть в лотерею. Но в книгах написано – будьте нацелены на успех, проявляйте решительность, разработайте хорошую бизнес-идею, усердно трудитесь. Помнится, на вопрос о секрете успеха Джон Пол Гетти отвечал так: “Найдите нефть”.

Если попытаться отыскать что-то общее у прочитанных мною писателей-бизнесменов, то выяснится, что объединяет их только тщеславие и неумение писать. Конечно, вам и не нужно уметь хорошо писать, чтобы преуспеть в бизнесе. Зато тщеславие, возможно, нужно. Можно сказать иначе: тщеславие – отличительная черта всех бизнесменов, написавших книги о своем успехе.

Телевидение еще больше искажает образ успешного бизнесмена. Ведь мало кто из лидеров бизнеса стремится быть телезвездой, а еще меньше может похвастаться тем, что обладает качествами звезды.

Бизнесмены, проницательность которых я высоко ценю, считают, что бизнес – сложная система, что практически нет универсальных рецептов успеха, и объясняют, что куча времени уходит у них, чтобы выжимать (мягко) из людей максимум. Эти бизнесмены обычно не попадают на телевидение. На голубом экране нам показывают нестандартных личностей с непомерным эго и склонностью к афористическим высказываниям.

В итоге образцом удачливого бизнесмена становятся Алан Шугар и Доналд Трамп. Они, по сути, проповедуют, что главное качество – агрессивность. Это утверждение вводит в заблуждение тех, кто мечтает о собственном деле, и укрепляет предрассудки тех, кто инстинктивно недолюбливает бизнесменов.

Может быть, я слишком строг к этим книгам. Среди откликов на Amazon.com полно трогательных благодарностей авторам за вдохновение, почерпнутое из их книг. Возможно, в этом и есть предназначение такого рода литературы. Вряд ли кто-то надеется стать хорошим футболистом, прочитав мемуары великого игрока. Зато некоторые читатели загораются желанием достичь успеха в спорте – или в жизни. Авторы и издатели делают одну и ту же ошибку: путают “чего я добился” с “как достичь успеха”. В результате прочтение чьей-то биографии лишь случайно может подарить нам просветление и мало полезно с практической точки зрения. (FT, 27.08.2007, Антон Осипов)