Госзаказ не так плох


Авторы исследования опросили по 25 экспертов из каждой страны и почти 6000 компаний. Систему госзакупок оценивали по 12 критериям, среди которых конкурентность размещения заказа, уровень технологической инфраструктуры, доля малого бизнеса, доступность электронных торгов для него.

Эксперты и предприниматели поставили России самые высокие оценки (9 из 10 баллов) по конкурентности, уровню технологической инфраструктуры для проведения госзаказа, доступу предприятий к электронным аукционам и защите малого бизнеса при размещении госзаказа.

Госзаказчик должен размещать 10–20% объемов на торгах только для малого бизнеса, сумма лотов ограничена 2 млн руб. по услугам и 3 млн руб. по товарам. Сколько достается “маленьким” в реальности, никто не считал. В отличие от Европы, в России малому предприятию не нужно два года успешной работы, чтобы получить право стать госпоставщиком, говорит коммерческий директор Stanley & Kaufman Александр Корецкий.

Исследование зафиксировало ситуацию после утверждения правительством в мае перечня товаров и услуг, закупаемых только у малого бизнеса, предполагает партнер “Альфа консалтинг” Александр Иванов. Недавно закупки по новым правилам провел Центризбирком: на каждый лот стоимостью 1–2 млн руб. претендовало по 3–4 малых предприятия, рассказывает он.

“С точки зрения законодательства Россия на первом месте в мире”, – считает начальник управления Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. В первый год действия закона о госзакупках участие малого бизнеса возросло на 30%, отмечает представитель Национального рейтинга прозрачности закупок Алексей Морозов.

Электронные торги делают госзаказ доступнее для малого бизнеса. На них размещаются небольшие лоты (до 1 млн руб.). Но высокие оценки за технологический уровень выглядят странно, говорит Иванов: в США или Австралии сильнее развита система электронного правительства.

Чем больше товаров и услуг можно закупать только на аукционах, тем большая часть госзаказа уйдет малому бизнесу, считает президент Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) и гендиректор “Связьинвеста” Александр Киселев. Они смогут экономить 20–40% расходов, связанных с продажами, полагает гендиректор площадки SETonline Антон Емельянов. В “Связьинвесте” после переноса части закупок на электронные площадки доля малого бизнеса среди поставщиков выросла на 40%, отмечает Киселев.