Царь Борис воссел в Европе


Мировая премьера недавно найденной оперы Иоганна Маттезона 1710 г. (на актуальный в пору петровского царствования русский сюжет) прошла в 2005 г. на Бостонском фестивале старинной музыки. В свежей европейской версии – другие исполнители, постановка и отчасти даже музыка: играют и поют по научной редакции партитуры музыковеда Йоханнеса Пауша.

Ставить спектакль доверили немецкому режиссеру и хореографу Клаусу Абромайту, обеспечившему синтетической аутентичной постановке главное – цельность. За два месяца работы все детали театрального механизма (певцы, балет, оркестр) были так пригнаны друг к другу, что руки, ноги и уши стали общими на всю труппу.

По канонам театра барокко статика под запретом: балет вьется вокруг танцующих певцов, колышутся огромные перья на шапках, покачиваются корсеты сложносочиненных костюмов Штефана Дитриха (на придворных балах нынче в моде легкая экзотика a la Russe), декорации – живые виньетки рук и тел.

В ходе репетиций сложился “Барочный балет Анджолини”. Вчерашних петербургских студентов Абромайт превратил в специалистов по технике танца XVIII в., и именно их присутствие стало ключевым в успехе спектакля.

Интернациональную десятку певцов возглавил бельгийский бас Шади Торбе. Ливанец по происхождению, типаж итальянского разбойника – белозубая мимика, стремительные жесты. В роли русского царя он смотрелся особенно обаятельно, а его суперподвижному голосу заковыристые пассажи Маттезона оказались впору.

Оркестр Екатерины Великой (Санкт-Петербург) начал робко, не давая виртуозным ариям должной поддержки, но со второго акта темпы, отдача и драйв пошли на crescendo, а в третьем музыканты выкладывались, не щадя смычков и струн, но оставаясь в связке с солистами и танцовщиками.

После представления гамбуржцы так истово благодарили артистов, что компактный театрик Сан Паули сотрясался от топота и аплодисментов. Еще недавно казавшаяся невозможной постановка появилась благодаря поддержке фонда Михаила Прохорова и личному подвигу продюсера спектакля, директора Earlymusic Марка де Мони. Десять лет фестиваль работал на импорт – привозил в Россию элиту европейского аутентизма и вырастил новое поколение слушателей и исполнителей. Теперь фестивалю самому есть что предложить – и Западу, и российским столицам. Увидеть немецкого “Бориса” можно будет в Петербурге (26 октября, Эрмитажный театр) и Москве (2 и 3 ноября, театр “Новая опера”).