Как подключить к интернету 52 752 школы


К тому же взаимодействие “Синтерры” с другими компаниями группы “Промсвязькапитал” дает большой синергетический эффект. Получается, что у нас все под рукой: лизинговая компания Independent Leasing (ранее “Промсвязьлизинг”), страховая компания “Оранта”, Промсвязьбанк, системный интегратор “Техносерв А/С”. Например, около 80–85% наших заказов по строительству выполняет “Техносерв А/С” – один из ведущих российских интеграторов, ему такое сотрудничество тоже очень выгодно, ведь он получает долгосрочные большие заказы.

Летом 2005 г. малоизвестный московский телефонный оператор “Комет” совершил неожиданный поступок. Он купил у структур датского бизнесмена Джеффри Гальмонда ряд телекоммуникационных компаний, в том числе 68,4% крупнейшего магистрального интернет-провайдера страны “РТКомм.ру”. Спустя несколько месяцев после этого на базе “Комета” была создана компания “Синтерра”. За неполные два года, прошедшие со времени своего создания, “Синтерра” превратилась в многопрофильный телекоммуникационный холдинг и успела сменить хозяев – в ноябре 2006 г. ее купил холдинг “Промсвязькапитал”, принадлежащий братьям Ананьевым.

Гендиректор “Синтерры” Виталий Слизень впервые в интервью “Ведомостям” рассказал, как все было на самом деле.

– Какие задачи поставили перед вами акционеры “Синтерры”?

– “Синтерра” была создана на базе компании “Комет”, которая входила в десятку лидеров среди телекоммуникационных операторов Москвы, но за пределами Арбата о ней мало кто слышал. После того как “Синтерру” купила группа “Промсвязькапитал”, передо мной была поставлена задача вывода компании на национальный масштаб. Мы достигли этого за девять месяцев и сейчас в том или ином виде присутствуем во всех 83 регионах России.

– Что собой сейчас представляет сеть “Синтерры”?

– В 52 регионах у нас есть волоконно-оптические линии связи, до конца года ВОЛС будут в 70 регионах. В остальных 13 регионах у нас развернуты магистральные линии спутниковой связи – огромные 4–16-метровые в диаметре тарелки. Такими темпами строительства сети мы обязаны тому, что почти в каждом субъекте Федерации нам удалось найти партнеров, которые предоставили в долгосрочную аренду либо продали нам несколько волокон в своих кабелях связи. Кроме того, в этом году, инвестировав около $80 млн, мы сами построили более 6500 км волоконно-оптических линий, и сейчас протяженность сети – более 35 000 км, из которых большая половина находится в собственности “Синтерры”.

– О деятельности вашей компании известно далеко не все. Расскажите о всех услугах, которые вы оказываете.

– Мы оказываем услуги связи крупным сетевым компаниям, национальным корпорациям и госструктурам. К примеру, в рамках проекта “Образование” подключаем к интернету 52 752 школы по всей стране. Активно работаем на межоператорском рынке, предоставляя в пользование магистральные спутниковые и наземные каналы связи. Предоставляем услуги дальней связи – это важно для федеральных клиентов, предпочитающих получать полный набор телекоммуникационных услуг из одних рук. У нас уже развернута сеть междугородной и международной связи по всей России. Осталось получить по почте оригиналы актов выполненных работ о присоединении к 160 зоновым сетям. Надеемся получить префиксы для нашей сети осенью и тогда же начать работу в новом качестве. Уже сейчас мы – крупный игрок на рынке услуг передачи данных, контролируем около 45% российского рынка услуг операторского доступа к сети интернет. У нас уже есть одна сеть передачи данных, которая принадлежит “дочке” “Синтерры” – “РТКомм.ру”. Но крупные клиенты всегда резервируют свою сеть, опасаясь выхода из строя какого-то из участков сети. Мы хотим, чтобы клиенты “РТКомм.ру” резервировали каналы связи, не прибегая к услугам других операторов. Поэтому к началу 2008 г. хотим построить еще одну магистральную сеть передачи данных. Пропускная способность ее магистральных каналов будет одной из самых мощных в России – 10 Гб/с.

– Во сколько обойдется строительство такой сети?

– Каталожная стоимость оборудования для нашей сети составляет около $40 млн, но, разумеется, производитель предоставил нам скидку, размер которой мы не раскрываем.

– Не расскажете подробнее про ваши планы по дальней связи? На каких категориях абонентов вы хотите сфокусироваться? Какие у вас будут тарифы?

– Пока мы намерены предоставлять услуги дальней связи в основном абонентам компаний, входящих в группу Synterra. Таких пользователей у нас сейчас около 330 000. Что же касается сильного снижения тарифов, которого ждет рынок от всех операторов дальней связи, то этого нельзя сделать, пока существует компенсационная надбавка. Из-за нее минута междугородного разговора стоит в среднем на 1,5 руб. дороже, чем должна. Но ждать осталось недолго – с 1 января 2008 г. эта надбавка должна быть отменена.

– В какой стадии находится проект по подключению к интернету российских школ? Оказался ли он прибыльным для “Синтерры”?

– На 30 августа у нас подключена 51 801 школа, из них принято Россвязьнадзором 50 763, что составляет 96% от всех образовательных учреждений, включенных в приоритетный национальный проект “Образование”, – до 30 ноября должны быть подключены и приняты оставшиеся 2000. Прибыль от этого проекта у нас есть, но она не прямая, а скорее косвенная. Например, как только мы стали подключать школы, к нам активно потянулись региональные операторы для подключения к нашей сети. Опять-таки школы и вузы обращаются с просьбой разместить свои серверы на наших мощностях в единой сети образовательного пространства, а это уже дополнительные сервисы, а значит, и деньги.

– Чтобы воплощать в жизнь ваши наполеоновские планы по развитию, нужны большие деньги. Какие капвложения у вас запланированы на этот год?

– В 2007 г. мы хотим инвестировать в развитие группы $150–180 млн. У нас есть прямые заимствования, кредиты поставщиков, были векселя, сейчас в стадии подготовки пилотный выпуск облигаций на 3 млрд руб.

– А насколько активно акционеры “Синтерры” вмешиваются в бизнес компании?

– Для них это табу. Они не вмешиваются в ежедневную деятельность компаний и доверяют операционному руководству, т. е. мне. При этом мы стараемся быть максимально открытыми в рамках закона об АО, у нас есть внутренний аудит, представители акционера есть в совете директоров, но вмешательства акционеров в операционный бизнес нет.

– Ваша компания никогда не раскрывала консолидированные финансовые показатели. Может быть, все же назовете их?

– Выручка в 2006 г. по МСФО составила $210 млн, рентабельность по EBITDA – 30%, чистая прибыль увеличилась на 93% до более $39 млн.

В этом году планируем выручку на уровне $0,5 млрд за счет органического роста и за счет ряда приобретений, в том числе “Петерстара” и “Саткомлайна”. При этом прогнозируется определенный рост по EBITDA. Заметное влияние на это окажет “Петерстар”, чья рентабельность по EBITDA, например, в прошлом году составила 49%.

– Докупили ли вы 31,5% “РТКомм.ру” у “Ростелекома”?

– Нет. “Ростелеком” счел, что мы предлагаем за его долю слишком мало. Мы намерены уточнить параметры сделки и обратиться с предложением к “Ростелекому” повторно.

– А что вы планируете покупать в российских регионах? Есть ли планы по выходу за рубеж?

– Любой актив, который будет стоить адекватных денег, мы купим – проблем с финансированием у нас нет. Но таких активов практически не осталось. Есть, конечно, совсем маленькие компании, но с ними работать очень сложно: 80% бизнеса базируется на руководителе и персонале, и если они уходят, то от бизнеса ничего не остается. Поэтому приходится строиться самим. Но время от времени на рынок выбрасываются хорошие активы, которые раньше входили в ту или иную диверсифицированную структуру. Мы за этим внимательно следим и стараемся быть начеку. Зарубежных сделок мы пока не планируем.

– Как обстоят дела с программой развития региональных мини-сетей WiMax “Синтерры”?

– Сейчас у нас есть 200 заявок от операторов из всех регионов страны на мини-сети WiMax. “Синтеррой” подписано 14 рамочных соглашений на развертывание мини-сетей в 26 населенных пунктах. С двумя операторами мы должны вот-вот начать строить сети. По остальным идет плановая работа.

– Насколько высока конкуренция в секторах, где вы работаете?

– В сегменте магистрального доступа существует олигополия, представленная “Ростелекомом” и “Транстелекомом”, но спрос на аренду каналов связи значительный. Места на этом рынке много, тем более для нас – ведь наша сеть, в отличие от упомянутых операторов, проходит в основном через райцентры. На рынке дальней связи действительно намечается достаточно высокая конкуренция. Сейчас она сдерживается нормативно. Однако после отмены компенсационной надбавки в январе 2008 г. появится возможность значительного снижения цен на услуги дальней связи, что приведет к новому витку конкуренции. Проект по развитию региональных мини-сетей WiMax в населенных пунктах с численностью до 100 000 человек уникален. Подобной партнерской программы, опирающейся на контентно-ориентированную модель работы, нет ни у кого. Она позволяет операторам-партнерам во всех регионах экономически эффективно самостоятельно развивать собственную местную телекоммуникационную инфраструктуру, используя наш частотный ресурс, транспортную магистральную сеть национального масштаба и операторские сервисы.

– Бренду Synterra менее двух лет. Как вам удается привлекать клиентов? Предлагаете более выгодные ценовые условия?

– Да, Synterra – достаточно молодой бренд в телекоммуникационном секторе, но компании, входящие в группу, работают в связи уже 15 лет. Для таких клиентов, как наши, важна не только цена, но и репутация, опыт. Наши клиенты при выборе оператора предпочитают получать полный набор телекоммуникационных услуг из одних рук, и здесь мы лучшие.