НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Секс-менеджмент


“Секс – одно из величайших изобретений природы, но не по той причине, о которой вы подумали” – к такому выводу пришли американские исследователи Кристофер Мейер и Стэн Дэвис, изучив новое поколение ученых, генерирующих идеи для новых видов бизнеса: например, компания Cargill Dow Polymers на заказ выращивает полимеры для пластмассы, как выращивают зерновые, а компания PPG Industries производит специальные покрытия толщиной в нанометры, благодаря которым окна сами моются под дождем.

При чем тут секс, спросите вы. Так среди ученых называется “естественный процесс укоренной генетической рекомбинации <...> для увеличения генетического разнообразия биологических молекул, чтобы их можно было использовать в коммерческих целях”. В качестве еще одного примера авторы приводят компанию Maxygen, вырастившую, в частности, для компании Eli Lilly Streptomyces frandiae бактерию, используемую для производства тизолина – основного компонента некоторых антибиотиков. То, что в Maxygen “сделали за 20 месяцев, оказалось более эффективным, чем все результаты, которых Lilly смогла добиться за 20 лет”, отмечается в книге.

Но при чем тогда менеджмент? Оказывается, при том, что, взяв “за образец свою, основанную на рекомбинации, технологическую платформу, Maxygen рассматривает понятия рекомбинации и разнообразия и в приложении к собственным сотрудникам”. “Мы внимательно следим за тем, каких людей приглашаем на работу, – рассказал авторам один из топ-менеджеров. – Думаем о том, согласуются ли они с той “породой”, бридингом которой мы занимаемся в настоящий момент. Некоторые виды скрещиваются друг с другом и не скрещиваются с другими видами. Необходимо убедиться, что новый сотрудник принадлежит к нужному виду”. Кстати, в Maxygen полно иностранцев, а еще нет привычной иерархии и “не существует препятствий для встречи с руководством”.

Мейер и Дэвис замахнулись на создание новой концепции управления, основанной “на предположении, что каждый новый день будет приносить не стабильность, а отсутствие постоянства, не предсказуемость, а бесконечные сюрпризы”. Кому-то шесть мемов менеджмента Мейера и Дэвиса (термин “мем” ввел в оборот генетик Ричард Докинз, чтобы передать похожие на свойства генов особенности определенных идей) покажутся наивными. Но как иначе объяснить устройство бизнеса компании Capital One, где “идеи разводят, как дрозофил”, и как иначе объяснить слова бывшего первого вице-президента компании Джорджа Оверхользера о том, что “мы не разрабатываем стратегию, мы ее выращиваем”.

В этой компании вместо привычной иерархии с набором должностей применяется система ярусов, где каждый сотрудник дрейфует от первого до седьмого, получая за лучшие результаты “голубые фишки”; а при найме таких сотрудников никто не определяет их точной роли в организации. “Целый год новички принимают участие в решении множества задач, и “управляет” ими только влияние других сотрудников из разных сфер организации”, – пишут авторы. Такая модель управления приносит впечатляющие результаты: с тех пор как компания перестроила деятельность, “она поддерживает в среднем ежегодный уровень роста в 45% на одну акцию и каждый год получает 20% прибыли на акционерный капитал”; у нее 48 млн клиентов, и за семь лет она стала шестой по величине среди компаний – производителей кредитных карточек в США.

В этой компании все гоняются за идеями. Директор конкурентоспособных направлений Capital One Фрэнк Ротман черпает их в простом чтении. “Я читаю по 3–4 часа в день – все, что угодно, и не только о бизнесе, обо всем – от физики до современной фантастики, комиксов и отраслевых журналов”, – рассказал он авторам. Интересно, сколько часов в день читают руководители наших компаний?