Сборная мира


Официальный фильм открытия – “Искупление” британца Джо Райта с Кирой Найтли и Джеймсом Маккоем в главных ролях – считать козырем было бы все же чрезмерностью. Но история юной разрушительницы чужого счастья, с чувством исполненная, положила весьма достойное начало конкурсному показу. Вторая мировая война только собирается повредить ароматный мир патриархальной Британии, а безответно влюбленная девочка уже наносит свой удар по семейному покою. Девочку зовут Брайони, она доживет до седых волос и до наших дней, вкусит литературной славы, но не сможет простить себе детского проступка, поломавшего судьбу сестры и садовника, сгорающего от страсти к ней. Тогда в последнем романе повзрослевшая разлучница перепишет в радужном регистре имевший место печальный финал, попытавшись счастливой неправдой вымысла отменить злую правду жизни.

Эта довольно распространенная авторская стратегия чужда Алексею Балабанову. Его “Груз 200” тоже в фавориты не зачислишь – хотя бы потому, что он был показан вне конкурса. Но определенный камертон фестивалю задал именно этот фильм, где внятное социальное послание имеет глубокое измерение и упаковано в точную художественную форму. Тяжелый балабановский “Груз” фестивальная публика выдержала. В зале не падали в обморок, из зала с проклятиями не выбегали. Смотрели молча до конца. По окончании просмотра толпились у входа, где долго и нервно курили.

Среди первых конкурсантов такого же сосредоточенного внимания удостоился фильм Брайна де Пальмы “Отредактировано” – виртуозно снятая под документ военная драма. Вот это уж точно один из фаворитов “Мостры-64”. Его место действия – Ирак, время – наши дни, главные персонажи – американские солдаты. Де Пальма добивается феноменального ощущения подлинности происходящего, свободного течения жизни на виду у камеры-наблюдателя. Между тем на пресс-конференции он признался, что существование его группы в Ираке было строжайшим образом регламентировано: туда не ступи, сюда не взгляни, здесь не положено, там отказать. Что ж, тем больше ему хвала и почет.

Отзвук иракского синдрома ясно различим и в фильме Пола Хэггиса “В долине Эла”: там у героя за плечами военная служба в составе ограниченного американского контингента. Если режиссер де Пальма программно обошелся без звезд, которые грозили разрушить документальное поле фильма, то его коллега Хэггис не отказался от громких имен и доказал, что был прав. Томми Ли Джонс и Шарлиз Терон у него отменно хороши и явно попадут в список главных претендентов на “Кубок Вольпи” – за лучшую мужскую и женскую роль соответственно.

Найдется в нем место и Майклу Кейну с Джудом Лоу, составившим блистательный мужской дуэт в “Ищейке” – экранизированной Кеннетом Браной пьесе Энтони Шаффера “Игра навылет”. Причем экранизированной по второму разу: в первой, уже давнишней киноверсии 1972 г. Кейн играл роль молодого актера, теперь доставшуюся Лоу, а маститым писателем, которого актер-ищейка решил как следует помучить, был Лоуренс Оливье. Сравнив новую экранизацию с предыдущей, все предсказуемо сошлись на том, что победа осталась за прошлым. Но если сравнить “Ищейку” не с фильмом Джозефа Манкевича, а со многими из режиссерских опытов самого Браны, то можно поздравить его с успехом, не покривив при этом душой.

Для Джорджа Клуни работа в “Майкле Клейтоне” дебютанта Тони Гилроя едва ли такой уж успех, но и стыдиться ему нечего. Фильм сделан в жанре жаркого обвинения, объектом обвинения выступает бесчеловечный мир корпораций, а Клуни играет скользкого адвоката, чей бизнес заключается в том, чтобы хитроумными способами помогать клиентам отмывать неправедно нажитые деньги. Это уже второй адвокат в актерской практике Клуни – первого он сыграл несколько лет назад в “Невыносимой жестокости”. С тех пор, признался актер с хохотом на пресс-конференции, его отношение к адвокатскому племени не изменилось. “Все они как были сукиными детьми, так и остались”, – резюмировал он.

Поглядеть на Клуни и послушать его мнение про адвокатов собралось немало журналистов, но это сборище выглядело жалкой кучкой по сравнению с толпой, через день оккупировавшей пресс-зал в ожидании Бреда Питта – великого и ужасного американского бандита Джесси Джеймса из добротнейшего, хотя и подзатянутого фильма Эндрю Доминика “Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом”. Питт в роли легендарного злодея убеждает на все сто, но и Кэзи Аффлек в роли труса ему не уступает. Да и остальные бандиты как на подбор.

Венецианское выступление мужской актерской сборной России в фильме Михалкова еще предстоит, и пусть оно будет как можно более убедительным и успешным, а пока что силу демонстрирует мужская сборная мира – и надо сказать, что ее игроки впечатляют. Вместе и по отдельности.