В погоне за качеством


Ставки больше не растут

С апреля по август арендные ставки на торговые помещения Самары замерли без движения. Аналитики затрудняются даже определить их изменение в процентах. “Если они и выросли, то неощутимо”, – размышляет Сергей Винтаев, руководитель департамента оценки компании “Спектр недвижимости”. А вот цена 1 кв. м торговой недвижимости за этот период увеличилась примерно на 10–12%, уточняет он. “Более ощутимый” рост цен, по его словам, можно было наблюдать “на самые качественные и востребованные помещения”.

“Этот рост нельзя назвать существенным, в прошлые годы, когда на рынке царил дефицит, цены увеличивались гораздо более значительно”, – отмечает генеральный директор инвестиционной компании “Крон-Инвест” Павел Третьяков. Только за первое полугодие 2006 г. цена 1 кв. м торговой недвижимости выросла в среднем на 20–25%, приводит он пример.

По мнению Винтаева, данная ситуация объясняется тем, что за 2005–2006 гг. было введено большое количество новых площадей и спрос уже насыщен, предпосылок для значительного роста цен и ставок уже нет.

По данным аналитического центра компании “Спектр недвижимости”, на конец августа 2007 г. аренда 1 кв. м в центре города стоила 1000 руб. в месяц, в более отдаленных районах равнялась 700–800 руб. в месяц. Цена продажи 1 кв. м торговой недвижимости в центральных районах города доходила до $2000, а в спальных районах Самары составляла около $1700.

Третьяков добавляет, что в старом центре города, в формирующейся бутиковой зоне на ул. Куйбышева и Ленинградской, были отдельные предложения по $3000–3500 и даже $4000 за 1 кв. м.

Запросы растут

Несколько поменялась за летние месяцы структура потребительских предпочтений. По информации Галины Сорокиной, руководителя управления коммерческой и загородной недвижимости риэлторской фирмы “Горизонт”, сейчас арендаторы все чаще ищут помещения больших метражей, а, например, в I квартале 2007 г. в основном спрашивали площади от 70 до 200 кв. м. “Площади от 3000 до 5000 кв. м и больше, причем на одном уровне торгового центра, нужны преимущественно продуктовым операторам и сетям бытовой техники, – уточняет Сорокина. – Другой востребованный сегодня метраж – от 300 до 500 кв. м”. Третьяков добавляет, что на рынке сохраняется активный спрос и на совсем маленькие площади – от 10 до 50 кв. м, как правило, их ищут мелкие магазинчики, но “такие площади традиционно в дефиците”.

Осенью этого года эксперты ожидают ввод большого количества качественных площадей и прогнозируют изменение ситуации на рынке. Винтаев говорит, что усилится перераспределение арендаторов из тех ТЦ, которые не отвечают современным требованиям, в новые объекты. С ним соглашается и Третьяков. “Наконец настанет момент, когда рынок торговых площадей будет расти уже не только количественно, но и качественно”, – радуется он.

По словам Третьякова, в Самаре хватает старых торговых центров, которые больше напоминают крытые рынки. Проходимость у таких объектов небольшая. “В таких ТЦ, как, например, ЦУМ “Самара” или “Самарочка”, нет развлекательной составляющей, крупных якорей, удобных больших парковок, качественного фуд-корта”, – перечисляет он их недостатки. И говорит, что уже в ближайшее время им надо будет задуматься о реконструкции, “либо они будут безнадежно проигрывать в конкурентной борьбе, несмотря на расположение в самом центре города”.

Насыщение рынка близится

Осенью этого года девелоперы обещают ввести в эксплуатацию сразу два крупных объекта. Как рассказали в пресс-службе компании “Виктор и Ко”, в Самаре появится третий по счету ТРК компании. У “Виктора и Ко” уже работают в городе два крупных ТРК – мегакомплекс “Московский” (120 000 кв. м) и “Мегасити” (58 000 кв. м).

Новый комплекс будет называться “Космопорт”, его общая площадь составит 120 000 кв. м. Сумма инвестиций не раскрывается. Якорными арендаторами станут немецкая сеть электроники и бытовой техники Media Markt и гипермаркет французской сети Auchan, а также магазины сетей “Спортмастер” и “Снежная королева”. Точные сроки открытия “Космопорта” пока не определены, предположительно это произойдет в конце III – начале IV квартала 2007 г.

Еще один крупный торговый комплекс должен открыться в ноябре 2007 г. Это будет молл “Мега” компании IKEA, сообщили в пресс-службе компании. Его общая площадь составит 130 000 кв. м. Якоря уже определены: IKEA, “Ашан”, Leroy Merlin, “M.Видео”. На вопрос об арендных ставках в пресс-службе компании IKEA не ответили, ссылаясь на коммерческую тайну. Сумма инвестиций в “Мегу” равна примерно $150 млн.

По информации генерального директора компании “Индэст-Development” Виктора Антипова, в 2007 г. девелоперские компании заявили о 14 новых проектах торговых центров общей площадью 727 000 кв. м. Сейчас они находятся на разной стадии реализации. Многие участники рынка прогнозируют, что в недалеком будущем ему грозит перенасыщение торговыми площадями.