Битва за Россию


“Мы не идем в атаку на наших конкурентов, – заявил Стреф. – Мы лишь хотим вернуть себе утраченную долю рынка, но сделать это с прибылью”. В 2003 г. доля PSA Peugeot Citroen в Европе составляла 15,8%, в 2006 г. – 13,8%.

Повышение рентабельности PSA – главная цель реструктуризации. В 2006 г. операционная прибыль компании упала до 2% с 3,4% годом ранее, причем прибыльность автомобильного бизнеса составила всего 0,6%. Общий показатель улучшили банковский бизнес – Banque PSA Finance и производство комплектующих – Faurecia. За первую половину 2007 г. операционная прибыль PSA выросла до 2,7%, но Стреф заявил, что к 2010 г. она должна достичь 5,5–6% (о подобной цели к 2009 г. заявил и главный французский конкурент PSA – Renault), а к 2015 г. – 6–7%.

Добиться этого председатель правления PSA планирует за счет уменьшения расходов на гарантийное обслуживание (на 50%), фиксированных затрат (на 30%), логистику (10%), сокращения рабочей силы (8000 человек в 2007 г.). Одновременно будет повышаться эффективность использования производственных мощностей, а срок обновления модельного ряда сократится с 4,5 до 3 лет.

К 2010 г. PSA хочет продавать в России 100 000 машин, а затем “быстро увеличить продажи” до 300 000 в год. В Китае к 2015 г. группа должна увеличить сбыт до 1 млн машин в год.

Бывший гендиректор Airbus Кристиан Стреф возглавил PSA в феврале 2007 г. Он начал реформы с изменения структуры управления, чтобы улучшить взаимодействие между двумя подразделениями компании – Peugeot и Citroen – и избавить их от внутренней конкуренции. Совет директоров был увеличен с трех до пяти человек: помимо Фредерика Сан-Жоржа, босса Peugeot, и Жиля Мишеля, шефа Citroen, в него вошли Грегуар Оливье, отвечающий за программы развития, и Ролан Варданега, отвечающий за производство. Директора по развитию Peugeot и Citroen Винсент Бессон и Жиль Буссак теперь подчиняются Оливье, а не руководителям брендов.

“Всего за три месяца Стреф добился того, что его предшественники не могли сделать 30 лет, – заставил нас работать вместе”, – приводит Automotive News Europe слова топ-менеджера PSA, пожелавшего сохранить анонимность.

Тем не менее рынок сдержанно реагирует на меры, предложенные Стрефом для оживления бизнеса компании. После объявления плана реструктуризации PSA котировки компании упали на 1,7% до 60,64 евро, а к 19.00 МСК – на 3,05%. “Прогнозы Peugeot по прибыли базируются на сверхоптимистических предположениях о росте европейских продаж, экспансии на развивающихся рынках и снижении расходов”, – цитирует Thomson Financial сообщение банка UBS.

Российские планы PSA тоже кажутся аналитикам излишне смелыми, ведь пока компания далека от заявленных темпов роста продаж. За первое полугодие 2007 г. продажи иномарок в России выросли на 71% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Peugeot увеличила сбыт на 55% (с 6335 до 9875 машин), а продажи Citroen и вовсе упали (с 5143 до 4977).

Завод PSA Peugeot Citroen в России начнет работать только в 2010 г., говорит Иван Бончев, руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности Ernst & Young, поэтому PSA придется наращивать объемы продаж за счет импорта: российский авторынок будет расти на 15–20% в год, и достичь продаж 100 000 шт. к 2010 г. можно будет, только если PSA активно займется маркетингом и будет вести агрессивную ценовую политику, как GM и Ford. А вот продавать по 300 000 в следующие пять лет вполне реально, ведь при локализации производства у концерна появится больше возможностей вести ценовые войны.