ГЕОПОЛИТИКА: Не проиграть в Центральной Азии


В статье “Выиграть Центральную Азию” (“Ведомости”, 28.08.2007) Стефан Вагштыл писал, что Евросоюзу не удалось выработать единую стратегию по отношению к Центральной Азии перед лицом “возрождающейся России и самоутверждающегося Китая”.

На первый взгляд ситуация действительно выглядит выигрышно для России. Последний саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедший в середине августа в Бишкеке, подтвердил планы по созданию регионального Энергетического клуба. Главы государств – членов Евразэс одобрили идею создания единого энергетического рынка сообщества. В сентябре должны быть представлены конкретные решения по проекту Прикаспийского трубопровода, договоренности по которому были восприняты многими аналитиками как победа России над конкурентами на центральноазиатском направлении. Ряд наблюдателей заговорили о том, что Европа и США проигрывают России этот регион. Стоит ли нам с удовольствием и облегчением согласиться с такими выводами?

Полагаю, нет. Безусловно, активизация и определенные успехи нашей политики в регионе налицо. После 15 лет застоя мы вновь повернулись к нему лицом. Однако воды за это время утекло достаточно, и восприятие Центральной Азии в мире изменилось, вызвав заметный рост и столкновение интересов основных мировых игроков. Политические и экономические процессы в регионах – традиционных поставщиках нефти и газа, например Персидском заливе, повышают привлекательность центральноазиатского региона. Существенный интерес представляют перспективы формирования трансазиатских транспортных коридоров. Еще один фактор – военно-стратегическое положение региона как одного из узлов противостояния с международным терроризмом.

При такой высокой цене вопроса страны Центральной Азии становятся уже не объектом, а субъектом мировой политики и могут играть, исходя из собственных интересов. Основной из них – получение предложения, решающего весь комплекс имеющихся проблем – от экономических до цивилизационных. В свое время принадлежность к Советскому Союзу предлагала именно такое решение: защиту от внешних угроз и подавление экстремизма, доступ к технологиям и инфраструктуре, интеграцию в союзные и международные хозяйственные связи, гарантии соблюдения интересов местных элит, гуманитарное развитие. Сегодня национальное руководство стран Центральной Азии ищет новый вариант комплексного решения, иной по сравнению с временами СССР. Это и объясняет многовекторность центральноазиатской внешней политики. Однако долго так продолжаться не может, и спустя какое-то время векторы отношений в Центральной Азии перестанут быть равновеликими. Задача России – замкнуть на себя как можно больше таких векторов, предложив справедливое и для нас, и для наших соседей решение.

Сегодня мы вряд ли преуспели даже в осознании этой задачи, не говоря уж о ее реализации. Двусторонние отношения и интеграционные процессы по линии Россия – Центральная Азия в рамках СНГ, Евразэс, ШОС, ОДКБ носят вялотекущий характер. Развернутой программы политического, экономического, научного и гуманитарного сотрудничества и вовсе нет. В Центральной Азии не работает ни одна российская организация-грантодатель. Степень взаимной поддержки политических и деловых инициатив за редким исключением остается слабой. С точки зрения стратегических интересов политика России в регионе носит реактивный характер.

Фактически инструментарий российской дипломатии на постсоветском пространстве сужен до решения энергетических вопросов, когда возможность доступа к российской инфраструктуре используется как действенный рычаг переговоров. Однако по мере появления альтернативных транспортных маршрутов происходит неизбежный пересмотр представления о жесткой зависимости Центральной Азии от существующей российской инфраструктуры. Скорейший отказ от “трубопроводного чванства” будет отвечать долгосрочным интересам России в регионе.

Важно отказаться и от ориентации на позднесоветскую модель при построении совместных проектов в области экономики и военного сотрудничества. Возврата к прежней имперской модели отношений нет и быть не может. Россия может быть только одной из сторон, участвующих в решении проблем региона. Наши предложения должны быть разнообразными и конкурентоспособными. Если мы проиграем в конкурентной борьбе по всему спектру вопросов, Россия будет вынуждена встраиваться в чужую модель политических и экономических связей в регионе.