Раздумали экономить


Вчера совет директоров МТС в целом утвердил обновленную стратегию ее развития, рассказала директор по связям с общественностью компании Елена Кохановская. До сих пор приоритетной для МТС была финансовая целесообразность приобретений, но теперь компания будет учитывать и их стратегическую значимость, заявил вчера президент компании Леонид Меламед.

Прежняя стратегия предусматривала, что минимальная рентабельность инвестированного капитала (ROIC) должна составлять 25% в год в течение пяти лет, т. е. период окупаемости вложений должен быть максимум четыре года. “Мы по-прежнему не собираемся переплачивать за активы, – пояснил Меламед. – Но мы готовы более агрессивно действовать в отношении мобильных активов в СНГ и платить по верхней границе признанного инвесторами диапазона цен, если понимаем, что актив стратегически привлекателен”. “Раньше мы пытались соблюсти одинаково строгие критерии окупаемости по каждому проекту, теперь эти параметры могут отличаться от проекта к проекту, хотя совокупный портфель проектов должен, как и ранее, обеспечивать ROIC на уровне выше 25% на протяжении ближайших пяти лет”, – уточнил он.

По словам Меламеда, МТС ведет переговоры во всех странах СНГ, кроме Молдавии. (В этой стране три сотовые компании, подконтрольные TeliaSonera, France Telecom и российской Eventis Telecom.) Один из интересующих МТС операторов – армянский “К-Телеком” (бренд VivaCell), но переговоры пока не завершены, отметил он.

Стратегически важным проектом МТС считает, в частности, развитие сети мобильной связи третьего поколения (3G) в Узбекистане. “К концу 2008 г. мы планируем построить сеть в Ташкенте, а далее – в Самарканде, Бухаре и Андижане”, – рассказывает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Срок окупаемости 3G-сети в Узбекистане, по оценкам МТС, незначительно превышает четыре года, говорит она.

“Сделки, особенно стратегические, всегда оцениваются по массе параметров, – сказал вчера “Ведомостям” гендиректор “Вымпелкома” Александр Изосимов. – Мы всегда смотрим на показатель возврата [инвестиций]. Но универсального финансового параметра, который можно было бы использовать всегда и который гарантировал бы успешность сделки, не существует”.

Средняя цена за сотового абонента в России и СНГ сейчас – $400–500, говорит партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. В августе “Вымпелком” купил у Tele2 иркутского оператора “Северная корона” исходя из цены $406 за абонента, а в июне МТС докупила 26% узбекской Uzdunrobita по $520 за абонента, приводит он примеры. В таком случае армянский VivaCell может обойтись МТС более чем в $400–500 млн, азербайджанский Backcell – в $440–550 млн, грузинский Magticom – в $400–500 млн, таджикский Babilon Mobile – в $200–250 млн, а казахский Mobile Telecom Service – в $40–50 млн.

Правда, стоимость абонента зависит от уровня проникновения, потенциала роста рынка и т. п., добавляет старший аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов. “Находить активы с гарантированной отдачей не менее 25% в год тяжело, поэтому МТС приходится быть более гибкой”, – объясняет он. В марте 2005 г. испанская Telefonica, покупая Cesky Telecom, заплатила 6,1 его показателя EBITDA ($8,3 млрд), а в октябре 2005 г. купила британскую О2, оценив ее в 8,2 EBITDA ($30,5 млрд). В марте 2006 г. Softbank выкупил японское подразделение Vodafone за 3,8 ее EBITDA ($16,5 млрд).

МТС же уступила победу в тендерах на покупку турецкого оператора Telsim (декабрь 2005 г., победил Vodafone, предложивший $4,55 млрд) и на третью GSM-лицензию в Египте (июль 2006 г., победа досталась Etisalat из ОАЭ по цене $2,89 млрд). МТС объясняла, что не готова платить за эти активы в разы больше их справедливой стоимости.